search
main
0

Союз заинтересованных

Какими бы ни были талантливыми и творческими педагоги и воспитатели детских садов, воспитать всесторонне развитую личность, вернее заложить основательный фундамент для этого, они без активной помощи семьи не смогут. В этом, впрочем, давно убедились все работники учреждений дополнительного образования, но далеко не каждый родитель готов быть их союзником. Немало среди них и таких, кто все еще уверен, что детские сады существуют лишь для того, чтобы присмотреть за ребенком, чтобы он вовремя сытно и вкусно был накормлен, уберечь его от простуды, от травм. Конечно, все это важно. И все-таки воспитание детей – одна из главных составляющих в работе дошкольных учреждений.

Мамина школаВ московских детских садах не один год действуют программы, которые позволяют объединить усилия воспитателей и родителей.В конце августа в Центре развития творчества детей и юношества «Лефортово» прошел «круглый стол» для педагогов и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста. Тема его – «Деятельность «Маминой школы» как одно из условий для поддержания психологического здоровья детей дошкольного возраста». На совещании выступила директор Центра развития творчества детей и юношества «Лефортово» Татьяна Медведева.О проблемах психологического здоровья детей говорила педагог-психолог психолого-логопедической службы Центра Татьяна Боева. Затем прошла презентация опыта работы «Маминой школы». Ее провела Анна Зотова, педагог дополнительного образования социально-педагогического отдела, педагог-организатор Центра.В своих выступлениях участники «круглого стола» подчеркнули, что в концепции модернизации образования исключительная роль отведена семье.В прошлом году уже прошла апробация модели объединения «Мамина школа».На этом первом этапе стояли такие задачи: определить назначение и содержание деятельности; выявить адекватные организационные формы работы; разработать программу и план, обосновать критерии и определить средства оценки результативности.По замыслу авторов, «Мамина школа» – это педагогическое и творческое объединение профессионалов сферы образования и родителей, рассматривающее своей главной целью обеспечение полноты и качества условий развития детей, это пространство для встреч, диалога и практического взаимодействия педагогов, специалистов и родителей. Это осуществление преемственности систем семейного воспитания и дошкольного образования.Выделено несколько форм реализации программы. Одна из них – педагогическая гостиная. Цель ее – педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания дошкольников. Вторая – психологический и логопедический лекторий. Здесь проводятся тематические групповые консультации для родителей. Третья – творческая мастерская. В ней создаются условия для совместной, коллективной работы детей, родителей и педагогов. Содержание и формы постоянно обновляются всеми участниками проекта. Они сообща планируют очередные занятия, анализируют прежние.В минувшем учебном году уже состоялось несколько педагогических гостиных, где родителей учили использовать развивающие игры для малышей. Их вела Мария Соловьева. Потом был подготовлен видеоматериал, который теперь можно применять как наглядное пособие. Одна из гостиных была посвящена эстетическому воспитанию. Эта встреча с родителями состояла из трех частей: диалог на тему «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», мастер-класс по ритмике для родителей, анализ проведенной встречи и создание «дерева творчества».Состоялись групповые консультации для родителей, дети которых посещают студии «Гармония» и «Дошколенок». Были рассмотрены темы «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Опасности форсирования интеллектуального развития ребенка», «Психологическая готовность к школе. Особенности обучения детей шестилетнего возраста», «Как привить детям любовь к чтению», «Игра и игрушка», «Адаптация первоклассников к школе».На «круглом столе» было подчеркнуто, что одними из полюбившихся форм «Маминой школы» стали творческая мастерская и совместная коллективная работа родителей, детей и педагогов. Понравились спортивные семейные старты «Мой приятель светофор», праздник «Папа, мама, я – дружная семья». Цель этих соревнований – сплотить семейные команды и выявить самую дружную из них. Семейная команда студий социально-педагогического отдела была признана самой лучшей.Объединению, сплочению, общности интересов способствовал фестиваль для семей с детьми дошкольного возраста «Мы вместе».В теплую непринужденную беседу превратились коллективные чаепития, когда мамы обменивались своими секретами воспитания детей, обсуждали проблемные ситуации и общими усилиями находили решения.Детям понравились творческие мастерские «Вместе с мамой». К сожалению, не так часто родители что-то мастерят, делают, к примеру, игрушки вместе с детьми. А здесь мам учат технологиям, которые помогут всей семьей делать какие-то полезные вещи для дома.После занятий они получили задание на дом. Например, такое: «Рисуем вместе с мамой».Интересно творческое задание «Золотое сердце моей мамы» для студии «Дошколенок». Малыши вместе с родителями изготовили «золотые сердца». Обычные детские перчатки мама и малыш превратили в кукол, а потом использовали их для постановки кукольных спектаклей. Затем они были представлены на творческой выставке. И конечно, всем запомнился новогодний бал малышей и родителей. На нем состоялось знакомство семей, дети которых посещали студии «Гармония» и «Дошколенок».В итоге реализации программы в течение учебного года были разработаны конспекты лекций и проблемных семинаров для родителей. Проведены педагогические гостиные, психологические лектории, мастер-классы. Написаны сценарии коллективных дел и творческих мастерских. Подготовлены видеоматериалы мастер-класса по использованию развивающих игр для дошкольников.Второй этап работы пройдет в этом учебном году. Задачи этого этапа – реализация программы «Мамина школа», обобщение полученного опыта, внесение необходимых изменений в программу, создание методических материалов.На «круглом столе» выступила педагог-психолог Екатерина Семенова. Она остановилась на важности психологической диагностики. Рассказала о том, как нужно развивать головной мозг через движение.Цифры и схемы вытесняют образыСамый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным. Преждевременное обучение детей недопустимо, так как в результате один участок мозга может развиваться быстрее за счет другого. Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. Раннее обучение (до 5 лет) чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам может привести к ранней и неправомерной стимуляции развития левого полушария головного мозга в ущерб правому – образному, творческому. До шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют его.Учение – это сложный процесс, который осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур.Развитие мозга строго подчинено нейробиологическим закономерностям, зависящим от конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклонение или нарушение приводит к осложнениям в психическом развитии.В настоящее время отечественная нейропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребенка, позволяющими дифференцировать учебный процесс.В последнее время увеличилось количество детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, в адаптации. Для предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекции. Одним из элементов является кинезиологическая коррекция.Традиционные психологические методы воздействия на ребенка не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них метод кинезиологической коррекции позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Педагоги, использующие кинезиологические упражнения на занятиях, отмечают улучшение почерка, повышение работоспособности, активизацию интеллектуальных и познавательных процессов.Основным требованием к квалификационному использованию кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог или психолог обязан сначала сам освоить под руководством инструктора все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системах организма, после этого обучить каждого ученика, получив обратную информацию о специфике воздействия. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на обычных занятиях, так и на специальных.Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка. Игры и тренинги могут быть индивидуальными или групповыми. С каждым разом занятия могут усложняться, объем заданий увеличиваться, наращиваться темп. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход ее в зону актуального развития.В случае когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять в начале. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему.Екатерина Семенова показала несколько психологических упражнений, развивающих головной мозг у детей дошкольного возраста. Они вызвали большой интерес у участников «круглого стола».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте