Как относятся к образованию университетских комплексов представители высшей школы? Свою точку зрения мы попросили высказать первого проректора Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения, доктора технических наук, профессора Виталия ХИМЕНКО.
-По тому отношению к вузам, которое вырабатывается у нашего правительства, у законодателей, понятно, что без формирования университетского комплекса будет сложно выжить.
Ведь его цель – единая структура образования: школьная, среднепрофессиональная, вузовская, послевузовская. Другими словами, это единый образовательный центр образовательных учреждений разного уровня. Для чего нужно объединение? Для того, чтобы рационально использовать потенциал и благодаря тому жить экономически стабильно. Где рациональное кадровое и материальное использование, там меньше затрат и больше возможностей выигрывать тендеры.
Допустим, стыковка образовательных программ вуза и системы среднего профобразования позволяет сократить сроки обучения и разумно эксплуатировать кадры. Если наши преподаватели уже работают в технических колледжах, читают высшую математику, физику, гуманитарные дисциплины, то часть материала можно перезачесть при переходе в вуз. За счет этого по всем законодательным нормам можно сэкономить почти два года обучения.
– Виталий Иванович, а как быть с юридическим статусом учреждений, входящих в состав университетского комплекса?
– В принципе есть два основных пути, которые предлагает Министерство образования. Первый: объединение с потерей юридических прав. Это значит, что школа, лицей, предприятие становятся структурными подразделениями университета. Какие здесь видятся минусы? Сейчас многие научились зарабатывать деньги своими способами, а тот, кто зарабатывает, вправе рассчитывать на самостоятельное расходование средств. В университетском комплексе на правах структурных подразделений этой независимости не сохранить.
Второй подход, который мне представляется более реальным: объединение на уровне союзов, ассоциаций. Здесь отношения скрепляются договором, например о стратегическом сотрудничестве вуза и предприятия. В нем описывается вся совместная деятельность сторон, координируемая единым центром. В ассоциации работает принцип сохранения самостоятельности, а не принцип поглощения. Образовательное учреждение, которому важно не потерять свои возможности, спокойно может ими пользоваться, так как статус юридического лица у него есть.
– Вы упомянули, что второй подход более реальный, но не сказали, что лучший. Так какой же все-таки предпочтительнее?
– На этот вопрос однозначно ответить тяжело, но, по моему мнению, должны функционировать оба пути. Почему? Если есть школа, что просится в университет, ее надо брать. Если школа гордится самостоятельностью и ей не нужна «крыша» университета, то разумнее сохранять ее возможности, привлекая как партнера.
– Существуют ли еще опасности помимо потери юридического статуса?
– Существуют. Одна из них – боязнь, что, как только появится единая структура, государственное финансирование урежут. На сегодняшний день вузы, хоть частично, но получают средства, школа и предприятия тоже. Как только появится единый счет в казначействе, государство может решить, что три потока – роскошь. Будет один, и… втрое меньший.
– Виталий Иванович, вы сказали, что в идее создания университетских комплексов есть положительные моменты. Каковы они, кроме рационального использования кадров?
– На мой взгляд, это уровень современного развития. Чем плохо, к примеру, такое условие университетского комплекса, как интеграция вузовской, академической и отраслевой науки? Когда есть базовые кафедры в академических научно-исследовательских институтах, директора которых заведуют этими кафедрами, есть базовые кафедры на предприятиях технологического профиля, директора которых тоже руководят нашими кафедрами. Каждый «соприкоснувшийся» заинтересован работать и там, и тут.
В университетском комплексе есть еще одна составляющая: инновационная. Здесь обязательно должны заниматься исследованиями, которые востребованы разными отраслями. Университетский комплекс – своего рода площадка для нового динамичного развития науки и образования.
Комментарии