search
main
0

Союз нерушимый. ​Записки Виктора Болотова

Минувшим летом в Москве прошло несколько съездов ассоциаций учителей-предметников. Поделиться друг с другом своими мыслями о будущем успели химики, преподаватели немецкого языка, музыки, изо и МХК. Учителям китайского языка, географии и технологии повезло меньше: вопреки расписанию их встречи так и не случились, что, впрочем, не должно помешать дальнейшему сотрудничеству в рамках творческих союзов. А то, что такие союзы необходимы, думаю, очевидно, ведь никто не поймет и не поддержит учителя лучше, чем его собственный коллега, и во все времена педагоги старались держаться вместе.

Помню, когда мы вводили школьный курс информатики и мало кто до конца понимал, что это за предмет, как его преподавать, нашлись лидеры – Алексей Семенов, Александр Уваров, Александр Кузнецов, – объединившие вокруг себя активное профсообщество. Многие методические вопросы они тогда решали сами, не дожидаясь, пока кто-то наверху что-то за них придумает и сделает. Не секрет, что если в советские времена вопросами содержания образования и разработкой методик занимался целый научно-исследовательский институт НИИ СИМО, то теперь, после реорганизации РАО, в лабораториях осталось по 3-5 человек на предметную область, а в таких условиях активно разрабатывать новые направления просто невозможно. Вот и выходит, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, а значит, без учительских ассоциаций не обойтись.Но и тут могут быть свои риски. Во-первых, есть опасность, что власть имущие захотят незамедлительно превратить ассоциации в собственные бэк-офисы, другими словами – начнут давать им задания и поручения по составлению примерных программ, проектов ФГОС, проведению экспертиз, вынуждая тем самым обслуживать свои интересы. И как только ассоциации окажутся приданными организациями, там тут же появятся свои функционеры, вслед за чем встанет закономерный вопрос: а деньги где? Потому как создавать серьезный продукт без финансовой поддержки действительно невозможно, но выделить средства напрямую закон не позволяет. Значит, будут объявляться конкурсы, которые, как известно, далеко не всегда выигрывают сильнейшие. И здесь мы сталкиваемся с еще одним риском. Я вполне допускаю, что по моей родной математике, например, может быть две, три, а то и пять ассоциаций: вокруг разных лидеров будут формироваться разные сообщества. Но не дай бог, если их начнут сравнивать между собой, превращая в «карманные», «прикормленные» союзы. Недопустимо, чтобы у нас появились «правильные» и «неправильные» ассоциации, противостоящие друг другу и ведущие подковерные игры за место в том или ином общественном совете или экспертной группе. В таком случае не стоило ничего и затевать. Все они должны быть равноправны, каждая со своим видением и голосом. Учителям важно самим решать, над чем им в данный момент важно и интересно работать.Взаимная поддержка и профессиональные обсуждения – вот главные задачи предметных ассоциаций. И если они не будут претендовать на то, что поймали Бога за бороду и их мнение – это истина в последней инстанции, если станут просто помогать друг другу жить и работать, это будут здоровые и долгоиграющие истории. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте