Эти изменения и проблемы отразились в нормативных документах Министерства образования РФ и Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга, которые указывают на отрицательное влияние школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье учеников, напрямую связаны со школой.
По данным разных исследований, за последнее десятилетие снизился процент здоровых детей, на данный момент “здоровыми” могут быть признаны от 5 до 25% школьников. Минздравом РФ называются следующие цифры по 1998 г.: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной школе – 8%, в средней – 5%, при этом 79% имеют пограничные нарушения психического здоровья. По данным Института возрастной физиологии РАН, в школу приходят 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого года обучения их число увеличивается до 60% (а в школе ребенок нередко проводит до 70% времени бодрствования); за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 3 раза – патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая степень зависимости роста отклонений в состоянии здоровья обучаемых от стиля взаимодействия педагога с детьми, от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузкой и переутомлением.
Изложенные выше особенности осуществления современного образования обусловливают необходимость перехода на 4-летнее начальное обучение, которое не является повторением предыдущей программы четырехлетнего обучения.
Особенности современной 4-летней начальной школы определяются новыми целями образования – воспитывать конкурентоспособную личность, которая может гуманными средствами достичь вершины самореализации. Исходя из этого, цель начальной школы – развитие и воспитание ученика (субъекта учебной деятельности). При этом знания, умения и навыки выступают не как самоцель, а как средство формирования личности ребенка. Поэтому в Петербургском стандарте начального образования перед учителем ставятся иные задачи:
– не только дать знания, но и научить пользоваться информацией (в изменившихся условиях, в заданиях частично поискового характера выявлять обобщенный способ действия и т.д.);
– научить ребенка уметь брать на себя некоторые функциональные обязанности учителя (самоконтроль в собственной учебной деятельности, в поведении, в обучении других при работе в парах, малых группах);
– формировать коммуникативные навыки на основе положительной “Я”- и “Ты” – концепции.
Достижению этих целей способствуют не только предметы традиционной начальной школы, но и такие новые предметы, как иностранный язык, компьютерная грамотность.
Сегодня, в условиях размывания у части населения страны (включая родителей и учащихся) представления о подлинных ценностях жизни, о нравственных нормах, приобретает особое значение аксиологический аспект содержания начального образования, решение задач становления у младших школьников гуманистических нравственных ориентиров, развитие чувства гражданственности; на повышение эффективности решения этих задач нацелено введение этико-правового курса “Я и мой мир”.
Н. ЛУКИНА,
заведующая кабинетом начальных классов Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства
Комментарии