Можно ли удивить современного школьника уроком физической культуры? Может ли быть так, что школьники стараются не пропускать физ-ру? Могут ли занятия ученика в школе физкультурой радовать родителей? Можно ли при этом обеспечить непрерывное профессиональное совершенствование самого учителя? Оказывается, можно, и можно все!
Для этого нужны несложные действенные преобразования, чтобы у ребят появился интерес, чтобы жизненно необходимая им двигательная нагрузка шла не по нормативам, а через полезную и увлекательную для них физическую активность. Нужен управленческий ход органичного совмещения возможностей учителей, интереса детей, ресурсной оснащенности занятий физической культурой.В 2014 году в лицее №86 имени М.Е.Катукова было принято решение сформировать на уроках физической культуры одновозрастные параллели 5-6, 7-8, 8-9 и 10-11-х классов и предложить ребятам занятия аэробикой на степ-платформах, воркаутом и скиппингом. Пришедшие на урок классы разделяли на три группы по интересу, и они шли к преподавателю, отвечающему за выбранное направление на занятии. Отказавшись от традиционности, ребятам предложили уроки, позволяющие достичь главного – интересной двигательной активности. По прошествии учебного года можно сделать главный вывод – урок физкультуры может быть безопасным, интересным, полезным и развивать ученика. Только для этого нужно, предложив в организации уроков физической культуры создание одновозрастных параллелей и необычное содержание, создать четкий механизм работы и для учителя, и для ученика.Как известно, сложнее всего предложить заниматься спортом взрослеющим девочкам-подросткам. Они наиболее восприимчивы к неудачам, к тому, что что-то не получается, к возможным сравнениям и оценочным суждениям. Особенно ярко это проявляется, как ни странно, в игровых видах спорта – неудачная подача, неверный пас – и ребенок «закрылся».В ином варианте организации урока изначально создают комфортность для развития подростка. Из нескольких классов (в каждый день недели разный состав) формируют группу для занятий своим видом спорта, например, девочек для занятий аэробикой на степ-платформах. Новизна нового и необычного сначала просто привлекает внимание, потом уже на урок в эту группу приходит все больше желающих. Девочки начинают с того, что разучивают первоначально простые движения. Затем от однообразных повторений становится скучно, возникает естественное желание пробовать скомбинировать под музыку разные элементы. Следом появляется уже поиск вариантов выполнения упражнений синхронно в группе.Для педагога, показавшего базовые элементы и добившегося правильности их выполнения, возникает новая педагогическая задача – предложить ученицам самостоятельно составить программу выполнения упражнений под музыку на 3-4 минуты. И начинается подлинное творчество, идут обсуждения, как сделать лучше, прикидка разных вариантов, подбор музыки и даже элементов спортивной атрибутики. Ограничений по времени урока нет – обсуждения продолжают после занятий, в социальных сетях, с учителем и родителями. Новые элементы и, что самое главное, связки рождаются при просмотре спортивных каналов, на улице, на соревнованиях, при чтении спортивных публикаций.По сути, на уроке физической культуры начинается не только физическое развитие со всеми важнейшими его составляющими: выносливостью, координацией, гибкостью и ловкостью, но и формирование универсальных учебных действий. Урок физкультуры получает развитие в направлении, где дети сами стали авторами этого урока, только теперь необходимо найти достойное завершение таким урокам. Им становится фестиваль проектной деятельности по физической культуре. Это уже не просто событие – это действо, в котором участвуют практически все ученики, на которое приглашены родители и спортсмены, где заслугу каждого ребенка отмечают не оценкой в журнале, а личностно значимым результатом.Особое значение приобретает возможность дифференцированного подхода на уроке физической культуры. Учитель может предложить части ребят перейти на самостоятельный поиск новых элементов, они с удовольствием это делают, в ход идет не только безопасное апробирование находок и придумок, включая расположение платформы, но и апробирование возможностей самой платформы – разновысотности и наклона.Таким образом, идею урока физкультуры в одновозрастной группе по направлениям выстраивают по такому алгоритму работы: формирование интересных для ребят направлений; составление расписания занятий уроков физической культуры в одновозрастных параллелях (классах); демонстрация учителем базовых элементов и упражнений, достижение всеми учащимися точной и правильной техники выполнения; дифференцированный подход к учащимся, проявляющим поисковый интерес; составление учащимися собственной программы выполнения упражнений (учет самих упражнений и их последовательности, связки, музыкальное сопровождение, экипировки) как проектной работы; построение групповых программ; участие в фестивале проектных работ по физкультуре как итог самой работы ученика.Наряду с представленным направлением аэробики на степ-платформах ученикам предлагают занятия воркаутом и скиппингом.Воркаут – это довольно молодое движение в занятиях спортом, где основное место занимает владение телом. Большое подспорье в агитировании ребят занятиями воркаутом – потрясающая зрелищность, например, элемент «флаг» на наклонной лестнице или шведской стенке, широкое распространение видеороликов и ярких фотографий в социальных сетях, а также массовость как дворового вида спорта. Первоначальные элементы может делать каждый ребенок – это подтягивание на турнике, затем вводят небольшие и при этом доступные усложнения, используют уличные спортивные тренажеры-турники, рукоходы, разновысотные перекладины. Так же как и на занятиях на степ-платформах, тут дифференцированный подход: в зависимости от уровня подготовки ученика варьируют уровень нагрузки и степень сложности выполняемых им упражнений.Скиппинг как направление на занятиях физической культурой отличается своей простотой, для него необходимы только прыгалки (скакалки), но при этом оно вносит в занятие огромное количество положительных эмоций, желание попробовать и придумать самому различные комбинации, использовать разные скорости и направления вращений, участвовать в парных и групповых упражнениях.Исходя из понимания того, что урок физической культуры должен удовлетворять четырем важнейшим критериям (безопасно, интересно, полезно, развивает), финальную часть участия ребят со своими проектами по физической культуре необходимо выстроить так, чтобы у них возникло желание заняться и следующим проектом, и даже новым направлением. Приоритетом становится то, что ребята участвуют именно в фестивале, а не в соревнованиях. Ведущую роль играют динамичность и яркость самого события – проведение фестиваля.На фестиваль приглашают родителей, других участников и выпускников прошлых лет, спортсменов. Их участие важно с нескольких позиций: родители видят своих детей и поддерживают их начинания, спортсмены оказывают консультативную помощь и дают старт фестивалю, другие участники и выпускники прошлых лет позволяют участнику увидеть много нового, создают фактор сравнения и улучшения.Для подготовки ребят к фестивалю вводят еще одно новшество – командные тренировки для максимальной мобилизации учеников перед выступлением, тренировки снимают напряжение и излишнюю ответственность (мандраж), помогают войти в так называемую лучшую форму, особенно это относится к воркауту. Особый интерес представляют отдельные упражнения на командных тренировках, например, традиционное упражнение по качанию пресса ребята выполняют втроем, располагая самого слабенького в центре. В этом случае находящийся в центре ученик сможет, перераспределив второстепенные усилия на крайних, выполнить основную часть упражнения лучше и с большим числом повторений.Стремясь к тому, чтобы ученики с интересом занимались на уроках физической культурой, и введя для этого уроки в одновозрастной параллели по направлениям, можно получить неожиданный положительный побочный эффект. Разработанный алгоритм работы обладает своеобразной универсальностью, позволяющей задействовать разные виды спорта. В зимний период ребятам предлагают заниматься на выбор или лыжной подготовкой, или фигурным катанием. При этом в фигурном катании ребята готовили на завершающем этапе свою собственную программу на 3 минуты с музыкой, с определением последовательности выполняемых элементов, с подбором точки входа в элемент, с выбором сценического амплуа. Конечно же, от ребят никто не требовал тройных прыжков, но даже сочетание простейших и несложных элементов позволило через интерес и желание добиться главного – двигательной активности учащихся. В лыжной же подготовке ребятам были предложены элементы фристайла.Такой же алгоритм, но уже не урока, а занятия с учетом особенностей физического развития детей предложен руководителям физического воспитания в дошкольном отделении с реализацией программы И.Винер по художественной гимнастике. И снова, освоив технику выполнения простейших упражнений, в том числе с предметами: мяч, булава, скакалка, обруч и лента, ребята составляли маленькие программы, радуя родителей своими успехами.В результате были введены изменения в тренировках (но не в правилах) и игровые виды спорта. Первоначально ученики, играя в флорбол, предложили провести игру не с одним, а с двумя мячами. Быстрота реакции, внимательность, зрительный охват игрового поля с поиском игрока своей команды существенно увеличили ценностное содержание урока физической культуры для гармоничного развития. Самостоятельные изменения и преобразования показали ребятам, что их мнение важно, что они сами могут многое делать с пользой для себя и своих сверстников.Самый главный результат проделанной работы – это удивление родителей, что их дети занимаются физической культурой, у них появились желание и настойчивость, стремление испытать свои возможности.Павел САМСОНОВ, директор лицея №86 имени М.Е.КатуковаОлег ЛЕОНОВ:- Я отвечаю за направление скиппинг, потому что занятия скиппингом – способ улучшить свою физическую форму и состояние здоровья. Прыжки через скакалку укрепляют сердечно-сосудистую систему, помогают легким очиститься от токсинов, улучшают обмен веществ. Скиппинг полезен для профилактики многих болезней, он придает гибкость телу и вырабатывает хорошую осанку, улучшает координацию движений, развивает чувство равновесия, может стать действенным средством для похудения.Михаил БАРЫШНИКОВ:- Я отвечаю за продвижение направления воркаут в лицее №86 им. М.Е.Катукова. Представляете, как круто изменилась моя жизнь, когда я впервые увидел тренировки с собственным весом, осознал, что это отличная возможность построить крепкое, красивое тело, укрепить свое здоровье, выработать волю, в дальнейшем стать лучше, чем вчера. Если в итоге, как говорится, хоть один человек бросит вредные привычки и начнет вести активный образ жизни, то все, что делаю я и другие педагоги, не зря…Марина ЛОГИНОВА:- Мы одни из первых в Москве стали активно применять проектные технологии в обучении предмету физической культуры, выбрали три самых лучших направления проектной подготовки детей – скиппинг, воркаут и аэробика на степ-платформах. Проектная технология нацелена на развитие личности школьника, его познавательных и созидательных способностей, она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, а итогом всей работы учащихся на уроке становится защита творческих работ на ежегодном школьном фестивале проектов.
Комментарии