search
main
0

Современный УМК: удобно для учителя – интересно для ученика

Современный учебник, находящийся в Федеральном перечне (ФП), не только реализует требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и примерной основной образовательной программы ­(ПООП), но и развивает творческий потенциал учителя.

Как опытные учителя, так и те, кто только начинает свою педагогическую деятельность, обращаются к учебно-методическому комплексу как к инструменту реализации основной образовательной программы, как к помощнику в педагогической деятельности.Развитие современного образовательного пространства способствует насыщению методического портфеля учителя новыми авторскими идеями и издательскими решениями в области методики преподавания биологии. Как сделать процесс обучения интересным? Как достичь наивысших образовательных результатов в освоении школьной программы? На эти вопросы с легкостью ответит школьный учитель. А вот как сделать процесс подготовки к уроку простым, быстрым и интересным для самого учителя? Над этим вопросом до сих пор ломают головы и авторы, и издатели.Для участников образовательного процесса авторский коллектив под руководством В.В.Пасечника подготовил достаточно широкий спектр инструментов для достижения образовательных результатов с УМК «Линия жизни».Учебник, как и прежде, остается центральным звеном в четко выстроенной методической системе «Линии жизни». С подробным описанием особенностей учебника по биологии и концепции УМК «Линия жизни» можно ознакомиться в ранее опубликованных статьях в журнале «Биология в школе».В соответствии с требованиями к учебникам, входящим в Федеральный перечень, у каждого учебника есть электронная форма учебника (ЭФУ) и электронное приложение. В состав УМК «Линия жизни» для средней школы также входят рабочие программы, методические пособия для учителя и рабочие тетради на печатной основе для ученика.Актуальные рабочие программы к учебнику, находящемуся в ФП, разработанные на основе требований к реализации учебного процесса и освоению знаний, учитель может изучить самостоятельно на сайте издательства в разделе «Биология. УМК «Линия жизни». В настоящее время рабочие программы обновлены. В последнем печатном издании (новинка апреля) будет представлено два варианта примерного поурочно-тематического планирования для 5‑7‑х классов. В соответствии с новыми требованиями ПООП одним из вариантов будет примерный поурочно-тематический план, в котором в 5, 6 и 7‑х классах на изучение биологии отводится 1 час. Под данный вариант планирования разработаны учебные пособия, учебный материал которых полностью переструктурирован.Особое внимание уделим пособиям, которые авторы и редакция подготовили в помощь учителю.Главный акцент в пособии «Уроки биологии» авторы делают на подробном описании системы планируемых результатов для каждого урока курса. В соответствии с требованиями ФГОС и ПООП в структуре планируемых результатов авторы выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы. Поскольку основным содержательным компонентом пособия являются методические рекомендации, представленные в формате план-конспектов уроков к изучаемому разделу, раздел в пособии соответствует главе учебника. Количество методических рекомендаций к урокам равно количеству часов, заявленных в примерном поурочно-тематическом планировании к учебнику.«Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы» – пособие, которое предлагает учителю единую модель конструирования урока (Технологическая карта урока), шаблон урока биологии разработан автором с учетом требований образовательного стандарта. В рубрику «Дидактический инструментарий» включены номера заданий из рабочей тетради на печатной основе, которые предлагается выполнить обучающемуся. Это формирует у учителя целостное представление о возможностях использования как печатных, так и цифровых компонентов УМК при создании урока. Какие элементы информационно-образовательной среды автор предлагает использовать учителю, можно найти в рубрике «Ресурсное обеспечение программы».Удобный формат работы с заготовленными шаблонами уроков позволяет учителю экономить время на общих моментах и создать конспект собственного урока, дополняя и изменяя его в соответствии с изменяющимися требованиями к освоению образовательной программы и особенностями аудитории обучающихся.«Нельзя сформировать из учащегося активную самостоятельно мыслящую личность, если все знания он получает в готовом виде, а задачи решает по шаблону четко усвоенных алгоритмов» – так в предисловии утверждает В.В.Пасечник. В пособии для учителя «Биология: методика индивидуально-групповой деятельности» Владимир Васильевич подробно описывает методику организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности на уроке биологии в школе. Грамотно выстроенная система учебно-познавательной деятельности обучающихся позволяет учителю создать алгоритм работы учащихся в классе. Хорошо усвоенный учениками алгоритм дает возможность учителю применять на уроке различные формы работы, а школьнику – совершенствовать свои умения и навыки и самостоятельно добывать и усваивать полученные знания.Для успешной реализации учителем на практике вышеописанной методики было подготовлено пособие «Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки». В методическом пособии представлены клише поурочных разработок уроков по методике индивидуально-групповой деятельности. Они представлены в виде двух методических единиц. Технологическая карта создается к каждому уроку учителем для себя, а Инструктивная карточка, которую учитель создает, дополняя материалом авторский шаблон, предназначена обучающимся. В Технологической карте определяются цели и задачи урока, планируемые результаты обучения и деятельность учителя на уроке. Инструктивная карточка отражает все возможные варианты организации учебно-познавательной деятельности учащегося. Как и Технологическая карта, Инструктивная карточка разрабатывается учителем к каждому уроку. Основываясь на разработках авторов, учитель создает собственные уроки для учеников, используя доступные информационно-коммуникационные технологии и в полной мере реализуя свой творческий потенциал.Современные темпы развития образовательной среды задают высокие требования ко всем компонентам УМК «Линия жизни» и вместе с этим предоставляют много возможностей для самореализации как авторов и издателя, так и учителей, школьников и неравнодушных к их успехам родителей.Состав УМК:    Рабочие программы (размещены на сайте prosv.ru).    Учебник.    Электронное приложение к учебнику (размещено на сайте prosv.ru).    Электронная форма учебника.    Рабочая тетрадь.    Уроки биологии (размещены на сайте prosv.ru).    Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы.    Методика индивидуально-групповой деятельности.​Анастасия СУББОТИНА, редактор редакции биологии и естествознания АО «Издательство «Просвещение»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте