В рамках проходящей реформы образования развертывается много дискуссий о том, какой должна быть география в современной школе, какими должны быть новые, современные учебники по географии: что нового должно войти в их содержание, какой должна быть современная форма организации и подачи учебного материала? На эти вопросы дан достойный ответ Вероникой Николаевной Холиной и ее новым учебником, выпущенным в издательстве «Дрофа» в 2008 году. Данный курс представляет инновационный учебно-методический комплекс «География (профильный уровень)» (Общественная география современного мира). Учебник стал победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования».
Есть несколько признаков, по которым этот учебник в принципе не сравним с другими. Прежде всего, он посвящен общественной географии – не просто экономической, как это было обычным до сих пор, и не «коммерческой», как иногда называют экономическую географию ради придания учебнику лоска современности, а именно общественной географии.
Идея общественной географии наконец-то завоевывает всеобщее признание. Она заключается в том, чтобы отразить постепенное высвобождение человека и человеческого общества и от сил природы, и от житейских забот. Сегодня все более главенствующими становятся для нас, людей, именно отношения внутри общества.
География на первых своих этапах развития была сосредоточена на изучении природных сил, потому что человек зависел от их дифференциации в решающей степени. Затем настала очередь сельского хозяйства занять место главной темы не физической географии, потому что подавляющее большинство человечества было занято аграрным трудом. В XX веке на первый план выдвигается промышленность, и география становится экономической. Но наступает новый век, в передовых странах доля занятых в промышленности опускается ниже одной пятой, настает время для человечества сосредоточиться на общественных отношениях – по крайней мере там, где проблема пропитания уже давно решена. А это значит, что настает время и для географии перенести свои акценты с экономики на более широкие темы, связанные с жизнью общества как такового, а не только одной из ее ипостасей – хозяйства.
Сегодня многие ученые (за рубежом М.Кастельс, у нас В.Иноземцев) говорят о «постэкономическом» обществе. Суть этого термина вовсе не в том, что экономика как бы отменяется, а в том, что теперь ученый, который попытается изучать общество, сосредоточившись только на хозяйственной деятельности, не сможет его понять.
Вот почему географии пора переходить на более широкую, нежели хозяйство, тематику. Вот почему мне хочется всячески приветствовать появление школьного учебника, именно этому и посвященного.
Структура учебника соответствует поставленной задаче. Она имеет смешанный характер: тут и проблемы (устойчивое развитие, богатство и бедность), и стандартные тематические разделы (хозяйство, население). Это, пожалуй, удача автора. Насыщение разделов показывает, что В.Холина охватила практически все темы, которые считаются сейчас актуальными в современной географии. Словом, к структуре претензий нет. Можно лишь сделать три замечания. Главное: термин «общественная география» все еще далек от общеупотребительности, не говоря уже о стоящем за ним понятии, поэтому они оба заслуживают подробного разъяснения в самом начале учебника. Иначе школьнику непонятно, чем новый учебник отличается от «Экономической географии России». Второе: типы стран рассматриваются в разделе «Богатство и бедность». Тем самым типы заведомо сводятся к ранжированию по уровню душевого дохода. Между тем типология стран – гораздо более сложная и осмысленная дисциплина, ее российский основатель В.В.Вольский просто-таки заклинал не сводить ее к ранжированию. Так что правильнее было бы эту тему ввести в раздел «Политическая карта мира» или «Мировое хозяйство». Третье замечание – напротив, позитивного характера, оно относится к разделу «Устойчивое развитие». В нем помимо традиционных экологических тезисов есть районирование, география выборов и территориальная справедливость (!). Хотелось бы с особой горячностью поддержать автора в подобной трактовке идеи «устойчивого развития»: такое прочтение почтенного термина находится вполне в русле именно общественной географии. Оно непривычно, потому что выглядит новаторски, но зато это «круто», как сказали бы школьники: на страницы школьного учебника выносится идея о том, что устойчивое развитие – это гармоничное сочетание и взаимодействие частей государства, это политический мир между ними, несмотря на различие взглядов, это их равенство, несмотря на контрасты географической среды и исторической судьбы.
Второе крупное достоинство учебника, выделяющее его среди сочинений того же жанра, – это невиданная широта использования самых современных средств обучения – компьютера и Интернета. Попытки использования этих средств постоянно мелькают в современных учебниках, но чтоб такой уровень насыщения… Трудно было ожидать, что можно достичь таких вершин в использовании этих средств в географическом образовании.
Особо хочется подчеркнуть две мысли. Во-первых, эти средства чрезвычайно популярны среди современных школьников, притом популярны сами по себе, в отрыве от всяких школьных предметов, и привлечение их к обучению резко поднимает заинтересованность школьника в данном предмете. Во-вторых, качество применения этих средств очень высокое, и оно способно довести этот интерес до подлинного энтузиазма. Боюсь, в этой сфере многие школьники окажутся «более продвинутыми», чем преподаватели, так что учебник В.Холиной ставит вопрос о том, чтобы в наших педвузах подготовка была немедленно усилена по соответствующим направлениям. По счастью, учебник сопровождают специальные методические пособия, которые облегчат преподавателю его работу.
Структура учебно-методического комплекса такова:
1) учебник, рабочая тетрадь, атлас, методическое пособие для учителя обеспечат формирование базовых компетенций;
2) электронный учебник-диск (без подключения к Интернету) расширяет традиционные возможности – на диске имеются все базовые документы, обширная статистика на русском (частично на английском) языке, карты, интерактивные задания;
3) Интернет дает возможность использовать обновления на сайте поддержки, искать свежую и достоверную статистику.
Дан ряд ссылок на блестяще зарекомендовавшие себя англоязычные интернет-ресурсы. Они формируют ощущение причастности к событиям современного мира и дают дополнительные стимулы к изучению иностранных языков. Если ученик не изучает английский язык вообще или знает его плохо, это не помешает ему выполнить задание с использованием предлагаемых ресурсов, так как дан ряд подсказок. Но если возникли сложности, всегда можно выйти по ссылке на статистику на русском языке.
Третье обстоятельство – методические достижения учебника. Особенно привлекают упражнения и рубрика «Основные идеи темы» (словно реферат прочитанного, заметки на полях). Это делает возможным превращать обучение в подлинно творческий процесс – и не только викторинным путем (хотя он сам по себе очень эффективен и привлекателен для ребят), но и решением творческих задач, имитирующих «взрослую» жизнь, взрослые профессии. Переоценить значимость этого невозможно. Таких задач – великое множество, одна остроумнее другой. Особенно обращает на себя внимание упражнение с интерактивной половозрастной пирамидой России с прогнозом. Этот материал заслуживает отдельной научной публикации, особенно в свете тех наивных надежд, которые витают в обществе из-за недавнего роста уровня рождаемости.
Наконец, четвертое достоинство учебника – это его научность в широком понимании этого слова. Что скрывать, наш обыватель часто говорит: «Да кому нужна эта география сегодня, все уже открыто!» Представление о географии как о некоей инвентарной описи всего сущего на Земле полностью господствует и у нас, и почти везде за рубежом. К сожалению, школьные учебники немало этому способствуют, потому что они нацелены, как правило, на изложение конкретных фактов и требуют от школьника не сообразительности и понимания, а памяти и еще раз памяти. Не таков учебник В.Холиной. В нем излагается широкий круг сугубо научных представлений современной географии – модели Тюнена, идей районирования, геополитики и многих других. Благодаря этому география предстает перед школьником как добротная научная дисциплина, а не скопление тысячи разрозненных фактов. Подобный переход от географии как фактографии к географии как проблемной общественной науке имеет мировоззренческое значение для современных молодых людей. Им предстоит жить в открытой настежь стране, в сложном и бурно развивающемся мире, одолеваемом множеством проблем, и школьный учебник просто обязан дать вступающему в самостоятельную жизнь человеку хотя бы приблизительную ориентировку в этих проблемах. Учебник В.Холиной этому и посвящен, и он великолепно выполняет эту задачу на высоком научном и методическом уровне.
Достоинством также является многовариантность использования комплекса: каждый из разделов учебника может быть использован как самостоятельный элективный курс в других профилях, если нет возможности использовать материал в полном объеме.
Кроме того, некоторые из предложенных заданий могут успешно использоваться при работе в 10 классе по хорошо зарекомендовавшим себя учебникам В.П.Максаковского и Ю.Н.Гладкого.
Курс не только непосредственно связан с предшествующими курсами географии, но и привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, хотя и не дублирует их; он дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний.
Названия параграфов даны в вопросной, часто проблемной и дискуссионной форме, что делает учебник дружественным по отношению к ученику и учителю. Количество параграфов и количество уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения.
Особое внимание авторы уделили практической значимости излагаемого материала в будущей профессиональной деятельности. Специальные боксы «Карьера» (профессия – «риелтор», профессия – «логистика», профессия – «реклама», профессия – «маркетинг» и др.) не только дают общее представление о профессии, а главное – объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности. В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагающие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение.
О заданиях и проектах следует упомянуть отдельно. Они нацелены на использование теории в практике реальной жизни. Например: проект «Функциональные зоны своего города (поселка)»; задание по анализу изменения системы расселения нашей страны за последние 100 лет при помощи кривой Ципфа; задание на поиск оптимального места жительства для вашей семьи, переехавшей в другой город (с учетом ограниченной суммы денег, анализа экологических карт, транспортной доступности места работы родителей, банка данных риелторской компании по предложениям на квартиры); поиск оптимального места для размещения пиццерии в вашем поселке и т.д.
В целом же можно засвидетельствовать, что учебник В.Холиной является выдающимся событием в истории российских учебников географии и с успехом может быть использован в учебном процессе как в профильной школе, так и в системе профессионального образования. Особо хотелось бы отметить, что инновационность подачи материала, его практическая применимость органично вписываются в представление об общественной географии и делают ее нужной и практически ориентированной отраслью знаний.
Леонид СМИРНЯГИН, профессор географического факультета МГУ, доктор географических наук
Комментарии