Шумный холл в предвкушении, все ждут первого звонка, великие артисты смотрят с фотографий на толпу взволнованных зрителей и улыбаются. Олег Ефремов подмигивает входящим и приглашает их в зал, где когда-то играли и Евгений Евстигнеев, и Олег Табаков. Сейчас они, черно-белые, посмеиваются над нами с портретов, удивляются новой моде и неизменным типажам посетителей театра, заглядывают в зал и, уверена, перемешивают открытки, пока никто не видит. Вот их бы проинтервьюировать, вот бы убрать стекло фотографий и напрямую спросить, меняется ли театр, зачем он существует и зачем сюда ходить…
Понравилось бы им в современном «Современнике»? Риторический вопрос, на который не будет ответа. Зато на вопрос, остается ли «Современник» современным, мы можем дать ответ. И этот ответ определенно «да», несмотря на черно-белое прошлое, которое улыбается нам со всех стен, театр дышит новым, молодежным и простым. Интерьер удивительным образом сочетает в себе стиль лофт и изящество: дерево и кирпичи встречаются с люстрами и арками.
Скамейки, довольно грубые и острые, но при этом мобильные, создают ощущение невесомости театра. Он легкий, быстрый, лишен излишнего пафоса и нагроможденности, все четко, минималистично, но при этом не теряет связи с прошлым. Здесь черно-белые фотографии иронично усмехнулись, дали первый звонок.
Знаете, меня всегда в театрах привлекало помимо постановки и интерьера еще кое-что важное. Кто ходит в театр? Зрители – вторая сторона, без которой диалог не осуществится, театру нужны зрители так же, как нужны актеры, без них театр не театр. Так кто они, те, кто пришел посмотреть спектакль «Идеальный расчет» в среду вечером?
Те, кому выпала в поиске афиша, кому порекомендовали, кто фанатеет и следит, кто заскучал и кто хочет новых эмоций?
Цоканье каблуков разлетается эхом по стенам холла. Судить о цене билетов и возможностях зрителей сегодня не будем. Давайте попробуем познакомиться с ними внешне, без слов, по реакциям и поведению. И первое, что нужно выделить, – «Современник» интересен современникам, молодежи много, от детей до студентов, все живо предвкушают и специально красиво одеваются: «Ну как же, в театр же». Мужчины фотографируют девушек на каждом красивом фоне и понимающе вздыхают, глядя на портреты. Девушки независимо от высоты каблуков после удачной фотографии начинают оживленные беседы обо всем на свете и постепенно проникают в атмосферу театра. И девушки в коротких платьях, и женщины с «театральным опытом» прогуливаются по холлу и залу, пытаясь угадать сюжет и значение декораций. Мужчины сдержанны и тихо шепчутся, уверенно проверяя свободные места поближе к сцене. Пока спектакль не начался, это все напоминает старые клубы и разные престижные общества, где все разговаривают, смеются и стараются соответствовать стилю «вечеринки» хотя бы одеждой.
Стиль кежуал в самом расцвете: в театр уже не обязательно надевать вечерние платья, но еще не приняты шорты, что-то полуофициальное и приятно праздничное для себя в среду вечером – самое то. «Люди как люди, – сказали бы актеры с фотографий, – ничего не изменилось, вопрос одежды только их испортил».
Второй звонок, и разношерстная толпа уже в зале, современники готовы смотреть современного автора и на 2,5 часа погрузиться в другой мир.
Третий звонок, гаснут люстры, начинается магия. Пропадают пробки, смартфоны, Москва, и вот мы уже в Лондоне в совсем другое время и в совсем других обстоятельствах. Все вместе в темноте как единый организм переживаем за главного героя, восхищаемся его женой, смеемся над шутками и напрягаемся в ключевых поворотах сюжета.
Костюмы и декорации, соответствующие времени, как и сам «Современник», негромоздкие, хотя довольно объемные, не давят, а очень спокойно переносят в нужный момент и в нужное место.
Временное пространство для нас создает радиоприемник в квартире, он бодрым голосом объявляет то утреннее, то вечернее шоу, и вот уже «новый день, новая жизнь», как сказал главный герой: «Никогда не повторяйте в понедельник утром то, что вам кто-то сказал в воскресенье вечером. Утро понедельника надо начинать с чистой совести». И весь зал восхищенно кивает, пытаясь эту поговорку применить к среде или четвергу.
Во время спектакля театр замирает, не шевелится никто, шторы, люстры, фотографии мастеров молчат: это святое. И только на сцене идет жизнь, в том-то и дело, что не игра, а жизнь, поднимаются важные вопросы, ставятся проблемы, и люди пытаются их решать. В этот раз зал оживленно смеялся и поддерживал аплодисментами все удачные задумки, нужные паузы и смешные реплики. Судя по глазам актеров, которые танцевали на поклоне яркий и заряжающий энергией танец, контакт с залом в этот вечер был найден, а понятие «театр» воплотило в жизнь диалог идей актеров со сцены и понимания зрителей из зала.
Каблуки, туфли и сапоги еще долго не могли разойтись и, сидя в полупустом холле, думали о важности честности, об удаче, об идеальном расчете, о семье, деньгах и о той фразе, которая осталась у них в голове. Будь то фраза про помидоры, про жуликов или цитата Мольера из пятого акта: «Нередко видимость обманывает вас», каждый унес свое с этого спектакля, почувствовал искусство и даже почти прикоснулся к нему. Так думали черно-белые портреты великих артистов на стенах «Современника», не сомневаясь ни секунды, что, куда бы ни шла современность, театр пойдет туда же и найдет там, что и кому сказать и показать.
Ксения СЛАБИНСКАЯ, пресс-центр «Акценты» школы №1358
Комментарий
Михаил ФЕДОРОВ, пресс-центр «Акценты» школы №1358:
– Жизнь есть детектив. «Спектакль банальный, ситуативный. Без сучка и задоринки – не за что ни придраться, ни зацепиться. Пролетел, как хороший спокойный день: тишь да благодать. Послевкусие приятное, но в памяти через неделю он не всплывет. Рядово, посредственно» – так написал бы совсем слепой человек, привыкший во всем видеть лишь один смысл, поверхностно воспринимающий сценическое действие. Но «нередко видимость обманывает нас» – такой ответ звучит в начале первого действия спектакля для всех тех, кто ожидает увидеть только скучную бытовую картину британской семейной жизни.
Спектакль «Идеальный расчет» в «Современнике» – матрешка, познается слой за слоем: блеф, интрига, розыгрыш, предательство, обман.
Этот детектив проверит вашу интуицию на прочность. Главный герой – злодей и вор или просто хороший шутник? Тетушка – шарлатанка или великая провидица? Сосед – обычный садовод или главный ключ к разгадке тайны семьи Редфернов?
Помимо запутанных ветвей сюжета, расплетающихся только на последней минуте спектакля, зрителей ждут характерные персонажи, в которых актеры вдохнули собственную жизнь, почему-то нам близкую и смешную, к которой привыкаешь. Еще долго после просмотра не пропадет маниакальное желание спрятать все бананы в доме в карманы куртки, а одно лишь слово «непорядочек» будет выражать истинное «английское» недовольство.
К концу второго акта они уже как родные, с которыми вроде пора прощаться, которых стоит выгнать из своих мыслей, чтобы вернуться в реальность, а не хочется. Вот идеальный расчет постановки.
Когда увидел, каким трудом для актеров был этот спектакль, как они отдаются полностью истории, желаешь сам погрузиться в нее до конца. Ходишь по улице и думаешь: «Этот прохожий джентльмен наверняка ведет двойную жизнь. У него точно есть план «А» и даже план «Б».
Комментарии