Сложно поспорить с тем, что подготовить детей эффективно действовать в динамично изменяющемся мире важно для их будущего. Развитие soft skills, так называемых мягких, или, точнее, гибких, навыков призвано решать эту задачу. Проблема в том, что развитие – это не только приобретение новых способностей и навыков, но и утрата определенных способностей и навыков, не всегда бесполезных.
Пластичность детского мозга, особенности детского восприятия составляют основу той самой гибкости восприятия и мышления, которую взрослые утрачивают при отсутствии условий для ее развития. Именно поэтому, несмотря на стремительно меняющийся мир, мы остаемся очень консервативными в том, что касается образования. Нам, взрослым, порой не хватает гибкости. Это важная проблема, потому что в вопросах развития soft skills у детей личный пример важнее объяснения. Педагог передает ребенку не только образец, но и способ действия. Ошибка педагога – отсекать все естественные процессы как лишние в процессе деятельности: «Работаем молча, делаем по образцу». Почему так происходит? Потому что педагогу сложно удерживать несколько планов деятельности одновременно: обучать какому-то жесткому навыку и одновременно показывать культурные способы взаимодействия.
Важно уметь самому и передать детям как способ умение вычленять главное и существенное, грамотно давать культурный образец и предоставлять ребенку свободу обращения с этим образцом, наделения его своими смыслами. Важно научить ребенка выделять существенное и гибко пользоваться культурными способами реализации своих идей с опорой на культурные образцы. Объективные законы, структурные образцы, знания – важнейшие опоры для освоения культурных форм.
Например, если мы ставим задачу обучить ребенка изображать пропорциональную фигуру, допустим, человека, то должны определить для себя существенное в этом, например пропорции, а остальное постараться преподнести максимально вариативно и дать возможность детям действовать по собственному замыслу, как бы вокруг основной идеи, так как способность переносить способ действия и использовать его в собственном замысле гораздо важнее полного копирования образца.
Важно потратить усилия, чтобы они работали на тебя: научить детей культурным способам продуктивного взаимодействия и взаимопомощи, тогда в процессе деятельности ребята будут учиться друг у друга, потому что по-настоящему новое может дать только другой человек, способность общения с разными людьми ничем невозможно заменить, поэтому коммуникативные способности особенно выделяют, говоря о гибких навыках, так как на них зиждется все остальное: и творческое, и критическое мышление, и т. д.
Можно заставить детей замолчать и солировать все занятие, убив в них в этот момент все творческое и любые попытки думать, а можно научить их слушать друг друга, стараться говорить по очереди, задавать друг другу вопросы, просить, предлагать, делать совместно. Но, чтобы передать детям способ действия, не утратить гибкость, нам важно самим постоянно учиться друг у друга и у детей, быть современными, думающими, инициативными.
Гибких навыков не бывает без жестких, и важно так интегрировать образовательный процесс, чтобы развитие жестких и гибких навыков происходило не изолированно, а системно, создавая такую среду, в которой культурный образец, предлагаемый детям, ближе к реальности. В реальной жизни, решая задачи, мы общаемся, учитываем еще массу условий, систематизируем информацию, и делаем все одновременно. Это не значит, что нужно резко менять образовательный процесс и сразу выходить на очень динамичный и многозадачный уровень. Важно идти step by step, небольшими шагами, в том темпе, который позволит педагогу внедрять новые методы взаимодействия в своей среде, удержать на первом этапе образовательный результат и стимулировать детскую инициативность.
Дошкольников важно учить тем навыкам, к которым готовы их мозг и психика. Если мы возьмем образ дерева и проведем параллель, например, с ситуацией, когда мы берем лишь оболочку, модное нынче понятие soft skills презентуем как важную область нашей деятельности, проводим утренние круги, организуем работу в малых группах и применяем другие технологии без понимание сути, целей, без ясной системы в своей голове, то это как на дикую неплодоносящую яблоню навесить красивые плоды, которые на ней и сгниют.
Другое дело, когда мы взращиваем плодоносящее дерево изначально. Тогда нам нужно понимать, какие способности являются корнями этого дерева, что составляет его ствол, ветви, листья и плоды. Важно удерживать этот образ, иметь эту систему и ясно для себя понимать, какое это будет дерево или иной образ, схема, система, удобные для вашего понимания сути процессов. Если вашей целью является развить необходимые навыки у человека более старшего возраста, то нужно четко понимать, что именно является, образно говоря, тем самым черенком, способным изменить все растение, сделав его плодоносным. Этот образ помогает нам объяснить тот факт, что речь идет об очень серьезных процессах, которые формируют или качественно меняют всю систему восприятия и мышления человека.
Поэтому, когда мы говорим о soft skills, мы имеем в виду не просто модное направление, а целую систему восприятия и мышления, которую требуется исследовать, разрабатывать, систематизировать, и относиться к самой сути этого понятия следует предельно осмысленно. Мы предлагаем каждому педагогу, который ставит перед собой цель развития гибких навыков, прописать для себя понятие soft skills, выделить группы навыков, составить перечень гибких навыков, которые нужно развивать у детей того или иного возраста, перечень способностей, которые нужны для развития гибких навыков, методов и технологий, помогающих развивать эти навыки, и по ходу своей работы совершенствовать данную систему. Надо принять, что сфера еще недостаточно разработана, поэтому, если педагог действительно хочет развивать в своей работе данное направление, ему придется быть исследователем и экспериментатором, двигающимся шаг за шагом в развитии и систематизации своих знаний.
Чтобы понять саму суть гибких навыков, чем они отличаются от жестких, надо понять, для чего они нам нужны. Они необходимы, чтобы решать задачи, которые ранее никто не решал. То есть soft skills – это способность решать новые задачи, что мы приравниваем к способности действовать в ситуации неопределенности.
Действовать в ситуации неопределенности нам помогает такая способность, как диалектическое мышление, а основными навыками являются диалектические мыслительные действия. Продуктивное преобразование проблемных ситуаций является формирующей задачей, в основе которой диалектическое мышление, обеспечивающее нам возможность эффективно действовать в постоянно изменяющихся условиях. Дело в том, что, если мы возьмем любой гибкий навык, например коммуникативные способности, и представим его реализацию в общении человека с развитым диалектическим мышлением и человека с неразвитым диалектическим мышлением, мы увидим существенную разницу. По сути, при отсутствии диалектического мышления сложно говорить о развитых коммуникативных способностях, так как невозможно будет построить разумный бесконфликтный диалог с другим человеком. Важно учитывать, насколько гибкие навыки обладают комплиментарными свойствами по отношению друг к другу, насколько они имеют взаимопроникающий характер, как они связаны в системе развития механизма адаптации к изменяющимся условиям среды.
Говоря о систематизации и составлении списков гибких навыков для развития в дошкольном возрасте, мы должны учитывать, что soft skills – это не только про будущее, это также вопрос амплификации развития и того, насколько мы оказываемся гибкими, создавая для детей среду, дающую им возможность полноценно развиваться в общении, личностно, в образовательном процессе. Как подчеркивал Л.С.Выготский: «В развитии ребенка то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала». И если развитие – это не только то, что мы приобретаем в процессе, но и то, что мы утрачиваем, важно понимать, что многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.
Словами Н.Е.Вераксы и А.Н.Вераксы: «Перед ребенком стоят реальные жизненные задачи: он должен впервые войти в группу сверстников, занять там определенное достойное место, научиться договариваться с окружающими, он должен быть интересен для других. Другими словами, ребенок должен научиться быть успешным, что поможет ему обрести уверенность и гордость за собственные достижения, послужит основой доверительного, дружеского отношения к миру. Но выполнение любой задачи требует и соответствующего отношения со стороны взрослого. Если ребенок чувствует, что его не воспринимают как активного участника социального взаимодействия, то он отказывается от этой роли в силу бессмысленности собственной активности».
Говоря о soft skills, мы опираемся на то, что основание развития гибких навыков прежде всего культурное. Задача педагога, развивающего гибкие навыки у дошкольников, – научить их взаимодействовать с культурой определенным образом, овладевая способностями, способами восприятия и мышления, а также действиями, формирующими те самые гибкие навыки. Научить – значит передать, как мы ранее говорили, не просто образец действия, а способ действия, поэтому важный принцип, лежащий в основании, – это soft skills самого педагога, его уровень овладения гибкими навыками.
Под открытостью мы понимаем открытость всех участников образовательного и воспитательного процессов, их готовность, инициативность и принятие любого шага в развитии гибких навыков, поэтому каждая группа участников образовательного процесса движется в своем темпе. Субъектный подход непосредственно связан с практической реализацией идеи развития гибких навыков у дошкольников, и это то, что лежит в основании принципа открытости. Человек является субъектом своего действия, когда ему интересно и он понимает, зачем он это делает.
Нахождение меры применения в той или иной ситуации того или иного навыка – важнейший принцип применения гибких навыков, который является самой верхушкой нашей системной пирамиды, находящейся непосредственно в точке взаимодействия личности с культурой. Дать мы можем только такое количество вариантов действия, которое предполагает разнообразие предлагаемых нами ситуаций, но гораздо важнее не просто дать готовые варианты действий, но научить детей мыслить самостоятельно в процессе применения навыков, соотносить их с ситуацией и определять меру применения. Например, мы учим ребенка критическому мышлению, учим, не беря в расчет пространство вариантов ситуаций, учим просто критически относиться ко всему.
Какой будет результат, если у нас вырастает человек, который сомневается во всем? Может сформироваться несоизмеримый с нормальным существованием невроз, который приведет в конечном итоге к трагическим последствиям, таким как разного рода аддикции, агрессия, аутоагрессия и т. д. Опора здесь культурная, с одной стороны, и способность к самостоятельному мышлению – с другой. Гибкие навыки при отсутствии самостоятельного мышления бесполезны. Можно создать условия для коммуникации детей, организовать утренний круг или работу в малых группах, но при этом лишить их возможности мыслить в процессе, давая собственные готовые коммуникативные структуры в любой противоречивой ситуации, тем самым сведя практически на нет развитие коммуникативных и иных гибких навыков.
- Гибкие навыки не развиваются изолированно, только системно.
- Развивать гибкие навыки возможно практически на любом материале.
Важен не столько материал, сколько подход и акценты, фокус в процессе деятельности и решения задач, умение педагога увидеть проблему, направить детей, не предлагая сразу готовые решения, а давая способы действия в ситуации.
Не надо бояться ошибок, ситуации неопределенности, нужно исследователем и экспериментатором – это важный подход.
Гибкость навыков в их изменчивости относительно каждой ситуации, поэтому при отсутствии самостоятельного мышления они теряют свой смысл.
Ольга МИХАЙЛОВА, педагог-психолог школы №727
Комментарии