Тема профессиональной ориентации молодого поколения очень актуальна и важна как для отдельного человека, так и для будущего страны. И современная школа, на мой взгляд, здесь играет определяющую роль.
В одном из учебных корпусов нашей школы старшеклассниками было проведено исследование. Оно охватывало широкий круг вопросов. Его целью было создать социальный портрет современного подростка. Одна из частных задач исследования – определить жизненные цели и ориентиры подростка, понять, в каком возрасте начинается профессиональное самоопределение, в какой степени оно сформировано.
Эмпирическую базу исследования составили материалы анкетного опроса обучающихся седьмых и восьмых классов. Общая численность опрошенных составила 75 человек. Применялся метод случайной выборки. Опрос был анонимным. Почему опрос коснулся именно этой возрастной категории? Известно, что с точки зрения социализации подростковый возраст – чрезвычайно важный период в становлении личности. Подростку тяжелее прогнозировать свое будущее, выстраивать планы в силу малого жизненного опыта, недостаточной информированности. И вот здесь школа может помочь и помогает.
Жизненные цели и ориентиры подростков
Подавляющее большинство опрошенных отметили, что у них уже появилась цель в жизни, они намерены твердо идти к ней. Лишь каждый десятый отметил, что не имеет конкретной цели и пока не хочет задумываться об этом. Среди тех, кто имеет цель в жизни, 93% мальчиков и 84% девочек. Мы видим, что мальчики более целеориентированны, чем девочки.
Для 39% важно найти интересное дело, чтобы реализовать себя в своей профессии, работе, причем у девочек этот ориентир более выражен (57%). 31% опрошенных видят смысл жизни в том, чтобы жить ради своих близких и родных. Каждый четвертый подросток отметил: «Меня больше всего интересуют материальное благополучие, деньги и красивая жизнь». А вот смысложизненный ориентир – «Духовная и культурная жизнь для меня важнее, чем деньги и материальное благополучие» – выбрали лишь 5% опрошенных. И здесь есть над чем задуматься нам, педагогам.
Таким образом, мы видим, что подростки хотят прежде всего реализовать себя в интересной работе, в своей профессии, для них важны семейные ценности.
Ориентированность подростков на конкретную профессию или род будущей деятельности
63% уже знают, чем будут заниматься в жизни, в чем могут больше проявить свои способности. Об этом заявили 69% мальчиков и 57% девочек. Остальные еще не определились с выбором профессии.
Вот еще один вопрос, предложенный школьникам: «Какая профессия (род занятий) представляется тебе наиболее престижной и достойной?» У мальчиков наиболее популярны профессии инженера и врача, их назвали по 21% опрошенных. У девочек вне конкуренции профессия врача (49% выбрали ее в качестве престижной и достойной). Здесь налицо влияние городского проекта, реализуемого в нашей образовательной организации, – «Медицинский класс в московской школе».
По 19% мальчиков и девочек считают, что престижной и достойной является любая высокооплачиваемая работа. В данном случае каждого пятого интересует прежде всего материальная сторона, получаемый доход, но не сама профессия. Мы видим недопонимание ребятами того, что выбор профессии – это важнейший элемент смысла жизни человека. Ведь именно труд – интересный, любимый, творческий – делает жизнь человека осмысленной и счастливой.
Исследование также коснулось таких вопросов, как интерес подростка к учебе, ориентированность на образование, саморазвитие; Интернет, компьютер и книги в жизни подростка; использование свободного времени; отношение к вредным привычкам; главные проблемы у подростков. В дальнейшем рассчитываем продолжить публикации по материалам исследования.
Николай РАДЧЕНКО, учитель истории и обществознания школы №2036
Комментарии