В настоящее время в нашем обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, расставляются новые акценты, возникают определенные веяния. Совершенно естественно, что эти изменения затронули и систему образования. Современному обществу требуется уже не столько педагог-исполнитель, сколько педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Высокий профессионализм необходимо сочетать с активным педагогическим поиском.
Именно активный педагогический поиск заставляет выделить несколько важных, тесно связанных между собой принципов, раскрывающих, на мой взгляд, идею всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в стенах Ресурсного центра.
Раннее педагогическое вмешательство
Этот принцип включает в себя идеи раннего вмешательства, то есть оказания комплексной помощи ребенку как можно раньше, иногда сразу после рождения. В обязанности специалистов Центра входит оказание консультативной помощи как родителям, в тесном содружестве с которыми мы действуем, так и специалистам других образовательных учреждений. Составляется гибкий коррекционно-развивающий план на основе психолого-педагогической диагностики, имеющихся программ, с учетом индивидуальных особенностей «проблемного» ребенка. По мере взросления малыша система помощи должна видоизменяться в соответствии с его потребностями. С помощью специального оборудования, грамотно подобранных дидактических материалов дефектолог выстраивает занятия с детьми в доступной и интересной для них форме. Кроме групповой работы, проводится также индивидуальная.
Интересно отметить, что дети с ОВЗ, помещенные в коррекционно-развивающееся пространство с раннего возраста, при поддержке опытного, грамотного специалиста (дефектолога) демонстрируют значительно более высокие результаты в своих знаниях, умениях, навыках, в речевом развитии, чем те, кто в силу каких-либо причин был лишен такой возможности.
Интегративный подход
Этот принцип подхватывает предыдущий, тесно вплетается в него, продолжает. В области интегративного обучения и воспитания в настоящее время в нашей стране сделано очень многое. Нельзя не учитывать имеющийся опыт и наших медико-психолого-социальных центров, в частности ЦППРиК «Тверской». Неоспорим тот факт, что все знания, умения, навыки, полученные детьми с ограниченными возможностями здоровья, могут оказаться бесполезными, невостребованными, если ребенок не научится жить в социуме, рядом с другими детьми и взрослыми. Именно поэтому дефектологи в нашем центре практикуют так называемую раннюю интеграцию в детско-родительские группы для малышей, не только ставя перед собой коррекционно-развивающие задачи, но учитывая и важнейшие социальные аспекты.
Комплексная помощь
Для максимально эффективной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья дефектолог должен поддерживать контакт со всеми сопровождающими его специалистами. Подобная модель командной работы наиболее целесообразна, осуществляя комплексный лечебно-педагогический подход, при котором и ребенок, и его родители становятся активными партнерами специалистов. В этом случае рождается объективное видение потребностей ребенка.
Создание оптимального коррекционно-развивающего и образовательного маршрутов
С самого раннего возраста ребенка с особыми образовательными потребностями дефектолог выстраивает для него сначала коррекционно-развивающий, затем образовательный маршрут. Каким же будет этот маршрут? Это зависит от прогноза дальнейшего развития, который дефектолог предполагает для ребенка. Обычно после трех лет ребенок с ограниченными возможностями здоровья попадает в детский сад, а затем и в школу. На любом этапе семья может рассчитывать на помощь и поддержку специалистов ресурсного центра. Бывают случаи, когда наш Центр долгое время остается единственным местом, где ребенок может получить адекватную образовательную помощь. Таким образом, современная ситуация требует от нас реального видения проблем, роста, сильных и слабых сторон личности ребенка.
Успешность выполнения задач, стоящих перед специалистами ресурсного центра, по моему мнению, зависит от педагогической компетентности и личных качеств каждого педагога.
Ребенку с ограниченными возможностями требуется специалист широкого профиля, владеющий арсеналом педагогических методов. То есть я, как учитель-дефектолог, должна иметь определенные представления о диагностической и коррекционной работе педагога-психолога, нейропсихолога, логопеда, о деятельности педагогов дополнительного образования. В соответствии с этим составлять и собственный коррекционный план работы, включая в него какие-то методы и приемы из смежных дисциплин. Кроме того, мне потребуются элементарные знания из области медицины – из неврологии, педиатрии, генетики, психиатрии, эндокринологии. Специалист широкого профиля должен уметь работать с различными категориями «особых» детей, с детьми, которые считаются условно нормативными. Это обогащает его опыт, дает более ясное, глубокое видение проблем конкретного ребенка и, следовательно, помогает правильно организовать коррекционно-воспитательную работу.
Имея опыт работы с различными категориями «проблемных» детей раннего возраста, дошкольниками, а также младшими школьниками, я размышляю об уроке или занятии, как обычно называю работу с ребенком в стенах ЦППРиК «Тверской». Это занятие творится педагогом, а соавторами становятся дети. Для меня это сложный художественно-педагогический процесс, а для ребенка это должно быть естественным продолжением жизни. Я должна суметь создать неповторимую атмосферу тепла, доверия и полного принятия маленького человека. И это самое главное, первостепенное. Об этом знают, говорят и пишут все педагоги, пробующие работать творчески. Новая образовательная ситуация формулирует новые требования к людям, работающим с детьми: приоритет душевных, нравственных качеств над интеллектуальной составляющей; профессиональная компетентность на фундаменте незыблемых духовных общечеловеческих ценностей. Если это так, все получается. Невидимая волшебная нить обязательно протянется от взрослого к ребенку. Даже в самых непростых случаях начнут происходить маленькие чудеса.
Необходимо вспомнить и о творчестве. Оно – одна из ключевых проблем современного образования, и проблема эта сложная, многосторонняя. Не случайно на творческий характер педагогического труда обращали внимание великие педагоги прошлого. Творческая индивидуальность, чутье, стратегия и тактика работы в изменяющихся условиях – все это дает возможность говорить о педагогической деятельности как о творческом процессе. Творчество дефектолога обязано быть гибким, ярким, оригинальным. Мне, как никому, нужно уметь преподнести учебный материал интересно, ново, владеть творческим прочтением и моделированием программы. Даже в тщательно спланированном занятии всегда неожиданно возникает импровизация, так как мы вынуждены учитывать настроение ребенка (да и свое тоже), его состояние. Таким образом, педагогическая импровизация становится показателем педагогического мастерства, когда мы предчувствуем и прогнозируем педагогический результат, перестраиваем свою деятельность в соответствии с развитием педагогической ситуации. Вот тогда интерес ребенка к происходящему активизируется.
Мы всегда должны быть готовы стать актерами на нашем уроке, который разворачивается в соответствии не только со сценарием, но и со стихийно возникающими знакомыми и незнакомыми сюжетами.
А каков же результат? Это то, что ребенок увидел, услышал, почувствовал, осмыслил. Так много зависит от моей педагогической компетентности, успешности моего педагогического поиска.
Мне трудно провести черту, сказать, где заканчивается работа и начинается личная жизнь. Каждый день что-то происходит. Меняются дети, меняюсь в чем-то вместе с ними я. Быть педагогом – значит жить. Это и дар, и неустанная кропотливая работа. Ты следуешь за ребенком, ребенок – за тобой. Глубокий, обоюдный процесс. Все выше и выше по спирали. К свету в поиске истины. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Эта частичка влаги как ключиком открывает потенциал крошечного зернышка, из которого потом может вырасти прекрасное дерево. Но произойдет это в том случае, если у педагога есть сердце. Сердце, которое отдано детям.
Надежда СКЛОКИНА, учитель-дефектолог ЦППРиК «Тверской»
Комментарии