search
main
0

Современный ликбез. Как создать иммунитет против алкоголя и наркотиков

Эксперты Всемирного банка в конце прошлого года опубликовали доклад, посвященный российскому образованию. Лейтмотивом его был термин «компьютерная грамотность». Компьютерная грамотность – это билет в будущее, причем очень дорогой. Только в Омской области на него истрачено уже около 80 миллионов рублей. Но компьютеры быстро устаревают – за два года они становятся дешевле примерно в два раза. Зарубежные специалисты констатируют, что самым большим препятствием в продвижении телекоммуникационных технологий в обществе является не их отсутствие, а недостаточная подготовка учителей, преподавателей, в целом педагогической науки. А для того чтобы учить, надо знать чему и для чего.

Досье «УГ»Омск:компьютерные хроникиВ 2001-2004 годах в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» и при поддержке губернатора Леонида Полежаева в Омскую область была поставлена 3831 единица компьютеров и периферийного оборудования.2001 год – поступило 1496 рабочих мест ученика и учителя на сумму 34,3 миллиона рублей, из которых 11,5 миллиона – средства областного бюджета. Все сельские школы получили 682 комплекта прикладного программного обеспечения, каждый из которых состоит из 27 дисков.2002 год – поступило 1119 компьютеров на сумму 32,7 миллиона рублей, из которых 13,7 миллиона – средства областного бюджета. Произведен монтаж 121 компьютерного класса. Получено 94 комплекта прикладного программного обеспечения.2003 год – для образовательных учреждений Омской области приобретено 1450 единиц компьютеров и периферийного оборудования. Из средств областного бюджета истрачено 28 миллионов рублей. Муниципальные органы управления образованием получили 44 комплекта оборудования для доступа к информационной системе учебного книгоиздания, включающего компьютер, модем, сканер, принтер. Стоимость оборудования 67 тысяч долларов, из которых 14 процентов оплатили муниципальные бюджеты.2004 год – произведен монтаж 150 абонентских приемных спутниковых станций в общеобразовательных учреждениях Омска и области.За 2002-2003 годы в «Интел-центре» было подготовлено 1418 омских педагогов по программе «Обучение для будущего».Проблемой остается доведение компьютерных классов до уровня, соответствующего условиям безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники. Необходима мебель для кабинетов информатики, кондиционеры, увлажнители, жалюзи.В 2004 году Министерство образования Омской области планирует потратить из областного бюджета более 32 миллионов рублей на реализацию совместных проектов с Министерством образования России:- 13, 4 миллиона – для приобретения средств информатизации образовательного процесса и оснащения компьютерным оборудованием и медиатеками школьных библиотек;- 15,8 миллиона – для оснащения компьютерами сельских школ;- 3,2 миллиона – для монтажа компьютерных классов.

Программы информатизации – общероссийская и региональные – до сих пор не дают ответа на главный вопрос: «Что в результате программы информатизации получит каждый школьник, каждый учитель?» Критерии компьютерной грамотности не разработаны. То есть нет стратегической цели. Ответ вроде: «Один ПК на 60 человек» – на самом деле слабо касается каждого конкретного человека. На мой взгляд, именно показатель компьютерной грамотности должен быть фундаментом, на котором можно строить программы. Тогда станет ясно, много это или мало для освоения грамоты – 1 на 60, как в нашей области. Увы, компьютеризация российского образования началась без серьезной методической проработки, что может привести – и уже приводит – к простою техники и обесцениванию затраченных усилий. Под компьютерной грамотностью, к которой мы должны стремиться, понимаются разные вещи.

Без четкого математического оформления термина «компьютерная грамотность» невозможно создание единой системы обучения. Без стандартизации обучения компьютерной грамотности невозможно создание системы подготовки педагогов. Вот поэтому мы – областное управление образования, Омский государственный университет, школы города и области – в первую очередь стали работать над моделью термина «компьютерная грамотность». Ориентировались на японскую национальную программу, сформулированную четко и просто – к 13 годам каждый школьник должен быть компьютерно грамотным, то есть уметь читать, писать, считать с помощью ПК. По сути, это мало чем отличается от понятия просто грамотности. Моя работа над этим вопросом началась еще 10 лет назад, когда я работал в службе труда и занятости. Тогда приходили люди, объясняющие, что за годы обучения в вузах или техникумах они так и не научились общению с компьютерами. Но нужно работать, поэтому и научиться надо в короткие сроки. Можно сказать, что тест компьютерной грамотности родился из требований рынка труда.

С помощью нашего теста можно оценить грамотность как определенную степень владения навыками чтения, письма, счета на ПК. Дать определение компьютерной грамотности после теста оказалось несложно – это часть науки кибернетики, связанная с управлением компьютером для сознания, чтения и обработки информации. По сути, этим определением служит весь тест. Он годится для всех, кому от 7 до 70. Состоит из 367 вопросов двух уровней – заявительного и доказательного. На первом уровне отсеиваются те, кто не дотянул до порога грамотности.

Математическая модель, на которую опирается наш стандарт компьютерной грамотности, была разработана еще в 1995 году. Увы, востребован тест пока в основном коммерческими структурами. Конечно, он требует доработки. Но его внедрение позволит перейти от неформального определения к точному измерению компьютерной грамотности. Впервые в России появился единый стандарт для среднего, высшего образования и даже бизнеса. Это позволит избежать бессмысленной траты средств. Если, конечно, станет стратегической образовательной инициативой. Но этого не происходит.

Во-первых, на фронтальное тестирование нужны средства. Во-вторых, картина в результате может сложиться печальная. Мы сумели исследовать почти 8 000 педагогов, работающих в Омской области, причем начали с управленцев. И выяснилось, что компьютерно грамотными могут считаться только 6 процентов учителей! Это при том, что в Омском государственном педагогическом университете информатику ввели одними из первых в стране – больше 10 лет назад. Сравнить с другими регионами трудно, поскольку критерии у всех разные. Тем не менее цифра убийственная. Нет ничего страшнее неграмотного педагога. Результат явно несравним со средствами, затраченными на процесс обучения. И все учебники нужно переписывать заново – и для учителей, и для учеников.

Критерий компьютерной грамотности дает возможность сформулировать еще два показателя, которые должны лечь в основу программ информатизации образования – компьютерная культура и компьютерная безопасность. Где, в каком учебнике можно прочесть о компьютерной безопасности? О том, как защищать свою информацию и защищаться от потока чужой? Ведь ключевое слово компьютерной грамотности – управление. Нужно, чтобы дети умели управлять компьютером и собой, а не ими управляли другие с помощью компьютера. Кстати, на мой взгляд, причина многих несчастий России – в том, что к управлению допущены люди, не знающие кибернетики. То есть не умеющие просчитывать варианты, не умеющие управлять компьютером, собой, людьми.

Мы создали собственную методику обучения. Дети учатся на компьютере рисовать, параллельно осваивая остальные умения. По-моему, это наиболее естественный путь к компьютерной грамотности. Ведь и на бумаге малыши начинают рисовать, еще не умея читать, писать и даже говорить. К достоинствам этой методики можно отнести то, что ребенок в итоге умеет работать на любых системных продуктах, не только от Майкрософта. Она дает быстрые и реальные результаты. Взрослому вообще достаточно 2-3 недель. Работая по этой методике с несколькими школами всего шесть лет, мы смогли в прошлом году показать выставку детских графических работ в Госдуме. Спасибо, конечно, нашему губернатору Леониду Константиновичу Полежаеву, который увидел и оценил значение этой работы для будущего. Депутаты до сих пор общаются с ребятами. Геннадий Селезнев вот недавно прислал письмо и семена георгинов в интернат № 15 для детей с ограничениями слуха. Их произведения уже объехали мир, побывав в Германии, Франции, Англии. В Хьюстоне сибиряки были единственными, кто привез не лапти и матрешек, а творения, созданные с помощью новых технологий. Американцев это потрясло.

Причем можно дать пожизненную гарантию на полученные знания – они не стираются в памяти. Если что-то теряется в голове, помнят руки. Даже неважно, есть ли компьютер у ребенка дома. Но самое важное, может быть, что таким образом мы создаем иммунитет против алкоголя, опиума и нового наркотика – компьютерных игр. Ведь это не просто уроки, это увлечение, в результате которого дети создают свою реальность. Они строят виртуальную жизнь – рисуют дома и храмы. Они научатся строить и реальную.

Анатолий Панков, начальник отдела информационных технологий Министерства образования Омской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте