search
main
0

Современный кабинет географии

Закон РФ «Об образовании» допускает существование в нашей стране школ разных типов, и учитель сегодня получил широкие возможности более творчески подходить к организации процесса обучения и с точки зрения собственной методики преподавания оценить и выбрать из нескольких альтернативных вариантов не только программу и учебник, но и средства обучения. «Дрофа» продолжает цикл статей (см. «УГ» №35, 2008г., приложение «Учись быть первым!») о значении школьных предметных кабинетов в образовательном процессе и реальной помощи издательства в их оснащении. Сегодня речь пойдет о кабинете географии. Следите за нашими публикациями и книгами новой серии «Современный кабинет».

Эффективность процесса обучения напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. Ни один из школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география, поэтому к комплектации кабинета географии следует подходить с особой тщательностью.

Как бы мы ни стремились идти в ногу с техническим прогрессом, преподавание географии по-прежнему невозможно без таких традиционных средств обучения, как настенные карты и таблицы, глобусы, компасы и прочее. Но это ни в коей мере не означает, что вышеперечисленные учебные пособия стары как мир. В условиях конкуренции при составлении школьных географических карт и настенных таблиц обязательно учитываются все произошедшие изменения, поэтому отображаемая информация и справочно-статистические сведения постоянно обновляются. При изготовлении этих пособий используются материалы, повышающие их износоустойчивость, тем самым продлеваются сроки их эксплуатации, что является немаловажным для общеобразовательных учреждений.

Технические достижения позволяют сделать преподавание географии более наглядным, а значит, и повысить интерес к предмету, который в школе в силу сложившихся стереотипов считается второстепенным. Оснащение школ компьютерами и видеотехникой стимулировало развитие электронных средств обучения: появились обучающие компьютерные программы, мультимедийные учебники, интерактивные карты, научно-популярные видеофрагменты.

Умелое комплексное использование традиционных и современных средств обучения существенно повышает эффективность образовательного процесса.

Оснащение кабинета географии должно осуществляться исходя из дидактических и эргономических требований, предъявляемых к учебным кабинетам, а именно:

– соответствие специфике данного предмета;

– полнота комплекта оборудования;

– соответствие эстетическим требованиям;

– простота в использовании;

– соответствие требованиям школьной гигиены и техники безопасности;

– доступность по цене.

В конце этого года в издательстве «Дрофа» выходит в свет книга «Современный кабинет географии» (автор А.А.Летягин). Настоящее издание – незаменимый помощник учителя географии при создании современного кабинета. В пособии содержатся рекомендации по использованию новейших технических средств, основные требования к оборудованию кабинета и его оснащению.

Издательство «Дрофа» уже несколько лет участвует в реализации национального проекта «Образование». Комплектация кабинета географии, предлагаемая в рамках этого проекта, проведена в полном соответствии с техническим заданием Федерального агентства по образованию.

В комплект данного кабинета входит оборудование, выпущенное организациями, имеющими многолетний опыт производства учебного и учебно-наглядного оборудования. Вся продукция изготавливается в соответствии с ГОСТами и ТУ.

В комплектацию кабинета географии входят:

– географические карты мира, карты материков, их частей и океанов, карты России.

Географическим картам в системе средств обучения географии принадлежит особое место. На всем протяжении изучения данного предмета карта остается важнейшим источником географической информации.

Карты полноцветные. Формат 140х100. Выполнены на плотной бумаге, имеют матовую ламинацию. Некоторые карты имеют на обороте контурную карту, что повышает вариативность их использования.

Карты подготовлены на географической основе Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. В процессе подготовки карт их содержание регулярно обновляется в соответствии с официальными материалами МИД РФ, ПКО «Картография», Федеральной службы государственной статистики.

Полнота представленной информации обусловлена назначением карт, их масштабом и размером;

– комплект тематических таблиц.

Комплект состоит из 18 полноцветных таблиц форматом 140х100. Таблицы выполнены на плотной бумаге, имеют матовую ламинацию. Данные наглядные пособия предназначены для использования на уроках географии в 6-10 классах. Комплект сопровождается методическими рекомендациями по использованию.

Таблица «Классификация горных пород» используется на уроках в 6-7 классах, посвященных породам, слагающим литосферу; позволяет дать характеристику групп горных пород, определить условия их образования.

Таблица «Строение Земли и земной коры» используется на уроке «Строение Земли и методы ее изучения» в 6 классе, может также применяться на уроках в 8 классе при знакомстве с главными особенностями рельефа России. Таблица демонстрирует внутреннее устройство Земли, различие типов земной коры.

Таблица «Вулканизм и землетрясения» отражает внутренние процессы рельефообразования и может быть использована на уроках, посвященных изучению влияния эндогенных факторов на рельеф Земли.

Таблица «Распределение солнечного света и тепла на Земле» используется на уроке, посвященном движению Земли; позволяет выявить зависимость количества поступающего на земную поверхность тепла от высоты солнца над горизонтом, а высоты солнца – от положения Земли на орбите.

Таблица «Постоянные ветры Земли» предназначена для иллюстрации процесса возникновения ветра.

Таблица «Воздушные массы и климаты Земли» помогает определить основные виды воздушных масс, определить их свойства, охарактеризовать их смену в разных климатических поясах.

Таблица «Человеческие расы» используется на уроке, посвященном расовому составу населения Земли; может применяться и при знакомстве с населением отдельных материков и стран.

Таблица «Центры происхождения важнейших культурных растений» содержит сведения о родине некоторых сельскохозяйственных культур и может быть использована на уроках в 6-7 классах.

«Геохронологическая таблица» рекомендуется для использования на уроках, посвященных изучению рельефа России. Таблица дает представление о последовательности и продолжительности геологических эр, об эпохах складчатости, о времени образования различных полезных ископаемых.

Таблица «Циклон и антициклон» демонстрирует схему движения воздуха в циклоне и антициклоне и знакомит с закономерностями циркуляции воздушных масс над территорий России.

Таблица «Классификация природных ресурсов» знакомит с различными группами природных ресурсов; может быть использована на уроках, посвященных природным условиям и ресурсам, в 8-10 классах.

Таблица «Воспроизводство населения» знакомит с половозрастной структурой населения России в сравнении с аналогичными данными развитых и развивающихся стран. Таблица позволяет устанавливать причинно-следственные связи и может служить основой для практической работы.

Таблица «Миграции населения» раскрывает содержание урока, посвященного миграциям населения, и может быть использована на уроках по теме «Численность и движение населения» в 10 классе для актуализации опорных знаний учащихся.

В таблице «Административно-территориальное устройство Российской Федерации» показана схема административно-территориального деления России, приведены краткие сведения о субъектах РФ. Таблица может быть использована при изучении районирования и административно-территориального устройства России.

В таблице «Факторы размещения промышленного производства» показаны факторы, определяющие размещение некоторых предприятий обрабатывающей промышленности. Таблица может быть использована в 9 классе на уроках «Хозяйство России», а также в 10 классе при изучении мирового хозяйства для актуализации опорных знаний учащихся.

Таблица «Отраслевая структура хозяйства России» демонстрирует деление хозяйства на отрасли, группы отраслей и секторы; рекомендуется к использованию при изучении структуры хозяйства России, его отраслей и межотраслевых комплексов.

Таблица «Типы стран современного мира» иллюстрирует подходы к выделению типов стран, приведены примеры каждого типа, даны статистические сведения. Рекомендуется к использованию на уроке «Разнообразие стран современного мира», а также при изучении отдельных регионов мира.

Таблица «Международные организации» содержит информацию об известных международных организациях; рекомендуется к использованию на уроке по теме «Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда».

Настенные таблицы, входящие в комплект, составлены с учетом всех произошедших изменений, отражаемая информация и справочно-статистические сведения обновлены и актуальны.

Предлагаемые тематические таблицы в полной мере отвечают такой главной задаче наглядных пособий, как отражение географических процессов и причинно-следственных связей. Таблицы позволяют учителям сделать преподавание географии более наглядным, а учащимся облегчают понимание нового материала;

– комплект портретов географов и путешественников.

Комплект предназначен для постоянного экспонирования и помогает учителю географии сделать оформление кабинета функционально значимым;

– комплект интерактивных карт.

Интерактивные географические карты имеют широкие функциональные возможности – их можно использовать как при объяснении нового материала, так и при проверке знаний учащихся. Использование электронных карт активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет учителю реализовать деятельностный подход к обучению.

По сравнению с печатными интерактивные электронные карты имеют ряд преимуществ. При работе с ними у пользователя есть возможность приближать выбранные участки для более детального рассмотрения, снимать часть обозначений, делать рисунки и наносить надписи.

Интерактивные карты имеют дополнительный иллюстративный и текстовой материал.

Следует отметить, что использование интерактивных электронных карт предполагает минимальные системные требования к компьютеру и не требует установки специальных программ, а также дополнительных навыков работы на компьютере;

– комплект мультимедийных средств обучения;

– комплект демонстрационных материалов;

– комплект видеофильмов.

Изучение географии невозможно без применения приборов и инструментов, поскольку с их помощью происходит изучение многих географических объектов и процессов. Использование приборов и инструментов на уроке формирует у школьников необходимые навыки и умения, а практические работы, проведенные с их помощью, показывают практическую направленность географии.

Из практического и лабораторного оборудования в комплектацию кабинета географии входят ученический компас, школьная метеостанция, рулетка и визирная линейка, глобусы Земли;

– коллекция горных пород и минералов, полезных ископаемых, набор раздаточных образцов горных пород и минералов.

Предлагаемые коллекции позволяют учащимся изучать натуральные объекты природы. Коллекции для курса географии создаются в демонстрационном и раздаточном виде. В первом случае образцы маркируются, во втором – нет, поскольку комплект раздаточных образцов предназначен для индивидуальной практической работы учащихся, в ходе которой они описывают свойства и определяют горные породы и минералы;

– гербарий растений природных зон России;

– модель «Планеты Солнечной системы».

Для того чтобы учащиеся имели возможность получать дополнительные географические знания, в комплектацию кабинета входит набор учебно-познавательной литературы (20 томов «Библиотеки путешествий»), главная цель которого – показать прикладное значение географии и повысить интерес учащихся к данному предмету.

Следует подчеркнуть, что любое из предлагаемых средств обучения является обязательным при изучении географии, их использование предусмотрено школьной программой и является необходимым условием для активизации творческой и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Светлана КУРЧИНА, зав. редакцией географии издательства «Дрофа»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте