Как заинтересовать школьника современными профессиями? Каким образом выстраивать образовательные программы о различных специальностях? Какие навыки окажутся наиболее востребованными в будущем? Своим опытом реализации программ для школьников в сфере науки, искусственного интеллекта и креативных индустрий делятся руководители проектов Центра педагогического мастерства и Ассоциации победителей олимпиад.
«Спросите у школьников, чем занимается ученый, — и только один из пяти ответит что-то близкое к правде»: как показывать науку ученикам?
В московском Центре педагогического мастерства в апреле 2024 года стартовал проект «В центре науки», объединяющий педагогов, учеников и ученых в единое сообщество. Массовые курсы научно-исследовательского мастерства, научные хакатоны, открытые городские кружки, клуб молодых ученых, выездные школы — в рамках проекта функционирует сразу несколько направлений, которые позволяют погрузиться в научную среду. О том, как создавать проекты в этой сфере для школьников, рассказывает Юлия Черепанова, один из организаторов:
— Мы стараемся знакомить школьников с реальными учеными. Для детей такие лекции и мастер-классы — это шанс заглянуть в «реальную» науку, которая стоит далеко за рамками школьной программы. Безусловно, ученикам всегда не хочется оставаться после уроков и слушать лекции — домашнее задание и школьную программу никто не отменял, дети устают. Но мы стараемся делать это просто и интересно, а также предлагаем материальные призы за участие, которые мотивируют к посещению.
Уже в процессе приходит интерес, многие проникаются, начинают задавать больше вопросов — именно после этого можно звать заинтересованных детей в научные кружки. Конечно, важно поддерживать инициативу и работать с окружением: например, мои коллеги проводят обучения для учителей, чтобы они тоже могли рассказывать ученикам про науку.
По словам Юлии, те ребята, которые выбирают исследовательскую работу, — очень любознательные и мотивированные (часто наравне со взрослыми), поэтому в мероприятиях важно «сохранять меру»: делать их серьезными, но не скучными, понятными, но не простыми.
При разработке образовательных программ важно ориентироваться на общий уровень школьных знаний, не сосредотачиваться только на учениках с высоким уровнем олимпиадной подготовки: «Наука — это новая для учеников область, строящаяся в том числе на том, что ученики проходят каждый день на уроках». Одни из важных навыков, которые стоит развивать, — умения следить за логическими связями, правильно определять проблему, приоритизировать пути решения, экстраполировать имеющиеся знания на вводные новых масштабов. Но прежде всего — заинтересованность в научной деятельности, тот самый «исследовательский запал».
Кейс от организатора: любимое реализованное мероприятие
Большое открытие проекта «В центре науки» 9 апреля в Московском дворце пионеров. В этот день школьники могли послушать лекцию Михаила Ковальчука, в которой он рассказывал о работе Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», узнать о достижениях современной науки от блогера Дмитрия Побединского, поучаствовать в интеллектуальных играх и научных боях:
— Очень много детей пришли послушать выступление любимого популяризатора науки. Это означает, что кумиры молодежи могут быть из научной среды тоже, — это сильно мотивирует. Смотришь на такое количество заинтересованных детей и понимаешь, что если дать им знания, они «перевернут Землю».
«Проблем с заинтересованностью нет, зато порог входа достаточно высокий»: в чем особенность программ по искусственному интеллекту?
Согласно данным ВЦИОМ, сегодня россияне считают наиболее престижной работу в сфере информационных технологий. А в ЦПМ у школьников есть возможность попробовать роль такого специалиста уже с 8 класса. Проект «КодИИм» — это смены по искусственному интеллекту для подростков, бесплатное очное обучение для продвинутых учеников, а также городской конкурс по решению социальных проблем с помощью ИИ. О том, как создавать IT-проекты для подростков, рассказывает один из организаторов проекта Ульяна Артамошина:
— Школьникам интересна тема ИИ, поэтому проблем с заинтересованностью нет. А вот порог входа достаточно высокий: нужно любить математику, знать Python — это может выступать барьером. Но, конечно, мы стараемся делать и такие программы, в которых могут участвовать даже восьмиклассники.
В образовательную программу таких курсов важно добавлять общие лекции по математике, ведь благодаря такой теоретической базе возможно приглашать ребят из разных классов на одну площадку. Особое внимание стоит уделить практическим занятиям, потому что машинное обучение, сбор и анализ данных — это не только про работу мозгом, это также про серию проб и ошибок в обучении моделей:
— В своих проектах мы разбираем весь процесс создания и обучения нейронных сетей: какие бывают архитектуры, как они работают «под капотом» и во что их можно обернуть.
Кейс от организатора: любимый реализованный проект
— Для нас важно, чтобы ребята общались вживую, поэтому мы проводим очные буткемпы — смены в Москве, в рамках которых участники создают собственные проекты в сфере ИИ и презентуют их преподавателям. Принять участие в проектах могут ребята 14–17 лет на основе конкурсного отбора, – рассказала Ульяна Артамошина.
Моя самая любимая часть проектной работы — момент, когда ребята начинают проверять, как работает их нейронная сеть, используя людей вокруг и предметы для тестирования. Помимо проектной составляющей, у учеников есть время на общение и отдых: «Меня радует, когда на кемпах ребята самоорганизуются, чтобы поиграть в волейбол или сходить на турники».
«Мы создаем не просто образовательные программы, а сообщество школьников, которые ищут вдохновение и свое место в креативных индустриях»: как создавать с учениками креативные проекты?
— В нашей Мастерской креативных проектов Ассоциации победителей олимпиад мы стараемся создавать новое, редкое, фантазийное. Возможность реализовать свой собственный креативный проект привлекает подростков, потому что совпадает с их потребностью в поиске своей идентичности и будущей профессии, — рассказывает Анастасия Сумеди, куратор мастерской.
Участники уже реализовали несколько крупных креативных проектов, начиная от аудиоспектакля-променада по Дому-музею Марины Цветаевой в Болшеве и заканчивая театральным фестивалем «Человек играющий» в партнерстве с просветительским проектом Arzamas, сотрудниками театра имени С.В. Образцова, МАМТа имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
— Конечно, многие ученики боятся длинных описаний проектов и сложности задачи, которая перед ними стоит. Многие дети, которые участвуют в программах Мастерской креативных проектов впервые, не верят в то, что это можно реализовать. Но от этого становится только интереснее постепенно переубеждать их, учить проектному подходу, основам брендинга и продюсирования, чтобы в самом конце ребята радостно закричали: «Неужели мы это сделали?!». Перебороть страх перед серьезными задачами и кризисом идей помогают развернуто поставленные технические задания, многочисленные брейнштормы и изучение культурного ландшафта современности, в котором подростки черпают основы своих идей.
Как выстраивать образовательные программы в сфере креативных индустрий? При работе над творческим проектом можно использовать метод деления на рабочие группы, исходя из интересов каждого ученика: кому-то больше хочется заниматься ивент-менеджментом, кому-то — дизайном, SMM или исторической справкой.
— На наших программах я стараюсь знакомить ребят с внутренней жизнью учреждений культуры: театров, музеев — и показывать тот творческий процесс, который происходит в них непрерывно. Мне кажется, что помимо сложности погружения во взрослые профессии и навыки, в нашей сфере очень важно вовремя заметить в ребенке талант и интерес к конкретной профессии: продюсера, арт-менеджера, дизайнера, медийщика, фотографа, режиссера и так далее. Год назад наша ученица Даша участвовала в программе «Авангард и современный дизайн». Дети создавали свое печатное издание (зин о русском авангарде), и Даша с таким азартом и скоростью верстала новые и новые страницы, что нельзя было проигнорировать этот интерес. Теперь она уже работает дизайнером в одном из наших проектов, быстро развивает навык и готовится поступать в школу дизайна.
При помощи образовательных программ можно развить такие hard skills, как работа в графических, аудио- и видеопрограммах, общение со спикерами, умение писать изящные сценарии и тексты, создание четких брифов проектов, анализ конкурентной среды. Однако в процессе работы у ребят также развиваются и мягкие навыки: творческая гибкость, тайм-менеджмент, работа в команде, умение убедительно презентовать идеи проектов.
Кейс от куратора: любимые занятия в рамках мастерской
— Как ни странно, наши любимые занятия — это те, во время которых мы отвлекаемся от бремени задач по проекту и даем выход потоку сознания: делаем коллажи и создаем в них авангардные образы или просто делимся впечатлениями от проекта, сидя в кружочке на траве, – рассказала Анастасия Сумеди.
Если говорить серьезно, то больше всего я люблю занятия в музеях и театрах. Этим летом мы создавали инсталляцию для выставки Музея Москвы «Москва без окраин. Орехово-Борисово», и, кажется, мы все ощутили восторг и сопричастность с культурой города, когда монтировали инсталляцию в стенах музея, устанавливали ее на отведенное ей место, а уже через несколько часов — на вернисаже — наблюдали за первыми зрителями, которые разглядывали детскую работу, удивлялись и радовались ей.
Обучение современным профессиям — работа экспертных команд, которые понимают свою целевую аудиторию. Знание своих учеников помогает преодолевать барьеры и сложности при входе в сферу, создавать востребованные и понятные для школьников программы, которые помогают оставаться в сфере надолго.
Дарья Колотий
Комментарии