Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка.
В связи с этим набирают силу различные формы организации образовательного процесса с дошкольниками. К ним относятся центры игровой поддержки, лекотеки, консультативные пункты. Большое внимание уделяется изучению условий и возможностей семейных детских садов, их связи с образовательными учреждениями и разработке в помощь родителям-воспитателям методических рекомендаций.В настоящее время особое внимание уделяется организации крупных образовательных комплексов, объединяющих дошкольную, начальную ступени, а также ступени основного общего и среднего полного образования. В этой связи важно сохранить самоценность дошкольного возраста, не свести всю основную работу с детьми к специальной подготовке их к школе.Перед сотрудниками нашей лаборатории стоит проблема изучения условий таких образовательных комплексов, чтобы, с одной стороны, обеспечить полноценное и подлинно детское развитие, а с другой стороны, определить содержание и технологии, формирующие в детях такие личностные качества, которые затем лягут в «золотой фонд» зрелой личности (А.В.Запорожец) и обеспечат им успешное вхождение в школьную жизнь, что связано с организацией разных видов детской деятельности, которые значимы для ребенка и имеют серьезную эмоциональную составляющую. В процессе таких видов деятельности у детей формируются произвольность (умение управлять своим поведением), воображение, образное мышление, коммуникативная речь, свободное общение как с детьми, так и со взрослыми, без которых невозможно ожидать безболезненного перехода детей в новые условия и постепенного вхождения в учебную деятельность.Сотрудники лаборатории, опираясь на такие подходы, работают над такими проблемами, как:- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, развитие физической культуры и интереса к спорту;- ведущая деятельность дошкольного возраста, определение значения и условий формирования и педагогической поддержки игровой деятельности у детей разных возрастов в условиях дошкольных образовательных учреждений;- требования к развивающей предметной среде, без которой невозможно развитие ребенка в разных видах детской деятельности;- новые технологии развития коммуникативных способностей, в том числе и у детей, не владеющих русским языком;- воспитание и развитие детей в мультикультурном образовательном пространстве;- социокультурная среда и приобщение детей к культурным ценностям, которыми так богат наш город, что успешно решается в ходе реализации новых образовательных проектов «Классическая музыка в детском саду», «Дети в музее», «Неделя дошкольных театров»;- безопасное поведение в городе, одно из средств решения которой успешное проведение уже ставшего ежегодным городского конкурса «Дорожная азбука»;- познавательные потребности детей и их формирование средствами организации экспериментирования с разными объектами и явлениями;- окружающий мир и способы его познания;- творческое конструирование как универсальная способность по созданию разных целостностей (конструкций, текстов, сюжетов для игры и рисования, лепки);- художественная литература как культурный феномен; приобщение детей к систематическому слушанию художественных произведений и толкованию текстов как предпосылкам развития способностей к смысловому чтению;- начала нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников;- новые формы работы с семьей.В настоящее время продолжается празднование 150-летия дошкольного образования в России, в рамках юбилея проходят такие многочисленные мероприятия, как Фестиваль научно-технического творчества «Детский сад – наукоград», спортивный праздник для детей дошкольного возраста «Олимпийское будущее России», Фестиваль творческих проектов молодых педагогов по реализации инновационных образовательных технологий в работе с детьми (биеннале).Особое внимание сотрудники лаборатории отводят подготовке альманаха «150 лет дошкольному образованию России», раскрывающего историю развития общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Обсуждению хода становления и развития системы дошкольного воспитания будет посвящена научно-практическая конференция с участием представителей регионов.Важными направлениями работы лаборатории также стали проведение экспертиз образовательных программ, учебных и научно-методических пособий, инновационных проектов развития образовательных учреждений, рецензирование научной, учебной, методической и иной литературы; консультирование и психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей раннего и дошкольного возрастов. В наши дни, когда крайне серьезной проблемой становится коммерциализация, в том числе и образовательного пространства, когда стремление занять его любой ценой приводит к появлению антинаучных и эклектичных программ, реализующих под маской амплификации принципы акселерации и интенсификации развития, высокопрофессиональная экспертиза приобретает особое значение. Сотрудники лаборатории дошкольного образования им. А.В.Запорожца, будучи специалистами в разных областях, но при этом стоящие на единой методологической основе деятельностного подхода, способны адекватно оценить «инновационность» и «современное звучание» подобных проектов, показать их реальную опасность для детского развития.Новый закон «Об образовании в РФ» предоставляет педагогическим работникам право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем раз в три года. Перед нашей лабораторией встает важная проблема разработки программ дополнительного профессионального образования, направленных на формирование у руководителей и педагогов образовательных учреждений готовности к решению новых задач в условиях модернизации образования, формирование у них таких способностей, как умение видеть в каждом ребенке потенциально успешную личность, обеспечить каждому ребенку успех в деятельности, что позволит им организовывать образовательный процесс с учетом индивидуального подхода, превращать учебную задачу в личностно значимую для ребенка. Существенной частью в программах должно стать обучение педагогов специально разработанным технологиям оценивания процесса и результатов своей деятельности, умения самостоятельно ее совершенствовать, обобщать и представлять опыт своей работы.Практически все сотрудники лаборатории члены международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР), работающей под эгидой ЮНЕСКО, что позволяет им участвовать в различных международных проектах, например таких как «Образование для устойчивого развития детей младшего возраста» (2010-2012 гг.), а также сотрудничать с двуязычными детскими садами Германии («Умка» – Берлин; «Незабудка» – Франкфурт-на-Майне), Финляндии («Калинка» – Хельсинки) и Греции (школа русского языка и культуры «Мир» – Афины).Работа сотрудников лаборатории дошкольного образования им. А.В.Запорожца Центра дошкольного и общего образования строится во взаимосвязи с другими лаборатории и отделами Московского института развития образования по проблемам:- развивающее содержание образования;- гуманитарность в образовании;- качество образования;- организация дополнительного образования и др.Приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные организации.Лариса ПАРАМОНОВА, доктор педагогических наук, заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования МИРО;Ирина КАЧАНОВА, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией дошкольного образования им. А.В.Запорожца МИРО
Комментарии