Образовательный стандарт основного общего образования по физике ориентирует процесс обучения в основной школе на освоение знаний о физических явлениях и методах научного познания природы, на формирование представлений о физической картине мира. При этом организация процесса обучения должна быть направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельно приобретать новые знания в соответствии с жизненными потребностями и интересами.
Наиболее эффективным способом достижения целей физического образования является реализация личностно ориентированного подхода к процессу обучения. Личностно ориентированный подход к обучению заключается в том, что объем содержания обучения по каждому предмету и уровень его сложности в значительной мере должен определять для себя сам учащийся, каждый в соответствии со своими интересами и способностями.Ключевой идеей личностно ориентированного образования является развитие личностных, социальных, общекультурных, интеллектуальных и коммуникативных компетентностей. Это означает, что в процессе обучения необходимо сформировать у учащихся собственное отношение к себе, другим людям, явлениям природного и социального мира и к самому процессу обучения. В учебниках учебно-методического комплекса «Архимед», автор Олег Федорович Кабардин, учебный материал содержит не только совокупность объективных научных сведений – фактов, понятий, теорий. Он позволяет учителю перевести теоретическое содержание учебного материала на уровень личностных ориентиров, через осознанную деятельность учеников по добыванию знаний.Создание учебников началось с отбора и структурирования содержания с учетом новых целеполаганий в образовании. Содержание курса физики было рассмотрено в первую очередь как средство развития личности школьника, и с этой позиции решены задачи отбора содержания, выбора структуры учебников и сокращения объема обязательного материала в программах и учебниках.Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению физики, отобраны темы для дополнительных материалов, заданий повышенной трудности и творческих заданий.Личностно ориентированный подход к образованию, заложенный в учебники учебно-методического комплекса «Архимед», отражен в отборе и структурировании материала, а именно: реализована возможность существенного сокращения материала, обязательного для изучения всеми школьниками; выделены элементы образовательного стандарта по физике, которые можно использовать для дополнительного изучения; материал структурирован в соответствии с принципами проблемного обучения и деятельностного подхода к организации процесса обучения.Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС и реализуемый через личностно ориентированное образование, нашел свое воплощение в учебниках нового типа учебно-методического комплекса «Архимед».К особенностям учебников УМК «Архимед» можно отнести:1. Фиксированный формат. Материал, обязательный для изучения, представлен в одном параграфе на одном развороте учебника. Этим четко задается объем обязательного учебного материала по данной теме, то есть формируется первоначальное обозримое информационно-образовательное пространство урока.2. Резерв учебного времени. Содержание обучения на год представлено в учебнике в 35 параграфах. Так как на год учебным планом на изучение физики отводится 70 учебных часов, такая структура учебника позволяет 50% учебного времени отвести на различные виды практической деятельности. Это прежде всего активная самостоятельная познавательная деятельность в процессе выполнения опытов, экспериментальных исследований, применение теоретических знаний на практике при решении задач.3. Возможность реализации проблемного подхода к обучению. Постановка проблемы, выдвижение гипотез, нахождение аргументов для доказательства предположений, постановка эксперимента для подтверждения или опровержения гипотезы – вот тот арсенал, который заложен в материале самого учебника.4. Личностно ориентированный подход. Кроме обязательного материала в каждом параграфе учебника есть второй разворот, который содержит дополнительный теоретический материал, задачи повышенного уровня трудности, экспериментальные задания. Этот материал может изучаться учащимися по их желанию в классе или дома.5. Содержат варианты организации познавательной практической деятельности учащегося на каждом уроке. Для каждой темы в учебниках даны примеры конкретных возможных вариантов самостоятельных опытов учащихся, лабораторных работ, экспериментальных и технических задач. Около 40 опытов и экспериментальных заданий дано в каждом учебнике. Все экспериментальные задания включены в содержание изучаемых параграфов и органично связаны с изучаемым теоретическим материалом.6. Заложен «конструктор уроков». Учебник не определяет однозначно содержание обучения и методику проведения каждого урока. Он содержит набор инструментов, которыми может воспользоваться учитель, формируя свой порядок. В каждом параграфе рассматривается одна тема, и по этой теме здесь же описаны демонстрационные опыты, даны наборы задач, предложены опыты или экспериментальные задания для самостоятельного выполнения учащимися. При этом учителю предоставляется возможность один параграф изучать один урок, другой – два урока, а некоторые, возможно, и три урока.7. Материал представлен в соответствии с современными требованиями к конструкции учебной книги. Учебник содержит многочисленные цветные рисунки и фотографии, что способствует мотивации учащихся к изучению предмета. Выделены основные формулы, определения, формулировки для запоминания, даны ссылки на дополнительные источники информации.Таким образом, в учебниках УМК «Архимед» учебный материал сформирован и отобран так, что позволяет организовать учебный процесс с ориентацией на личность ученика, делает содержание понятным для понимания и доступным для самостоятельного изучения. При этом повышается интерес учащихся как к учебнику, так и к предмету, что приводит к повышению образовательного результата.Владислав ЖУМАЕВ, заведующий редакцией физики АО «Издательство «Просвещение»
Комментарии