Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей современного образования. В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО), педагоги и воспитатели должны уделять особое внимание развитию у детей навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях и сети интернет.

В условиях быстрого технологического прогресса и интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь, а особенно в образование, задача формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
Современные дети с раннего возраста становятся пользователями различных устройств и сервисов. Смартфоны, планшеты, компьютеры и доступ к интернету становятся для них частью повседневной реальности. Педагогам и родителям необходимо понимать, что с этим доступом приходит и ответственность. Возрастает риск столкновения детей с опасностями, связанными с неуместным или неосмотрительным использованием интернет-ресурсов.
Поскольку дети дошкольного возраста еще не обладают достаточным опытом и наличием критического мышления для того, чтобы самостоятельно оценивать риски, обучение безопасному поведению в сети интернет это важная задача, которая требует внимательного подхода как от педагогов, так и от родителей дошкольников. Задача педагогов не просто рассказывать о правилах безопасности, но и активно включать детей в процесс обучения, а также вовлекать родителей в эту работу.
Таким образом работа по формированию навыков безопасного поведения у старших дошкольников в интернете должна быть системной и предполагает комплексный подход к обучению.
Системное обучение позволяет охватить все аспекты безопасного поведения в интернете, включая: знакомство с правилами и рисками, связанными с использованием интернета, формированием практических навыков безопасности, воспитание у детей установок на безопасное поведение и критическое восприятие информации.
Системный подход обеспечивает более высокую степень усвоения знаний и навыков. Информация и навыки, получаемые детьми в ходе системного обучения, закрепляются и становятся частью их поведения, что находит отражение в реальных действиях в интернете.
Примерный тематический план обучения старших дошкольников безопасному поведению в интернете
1.Что такое интернет?
Объяснение понятий: интернет, веб-сайты, онлайн-игры.
Демонстрация безопасных и полезных интернет-ресурсов для детей.
2. Золотые правила интернета
Обсуждение правил безопасного использования интернета: не общаться с незнакомцами, не делиться личной информацией.
Игровая форма: «Что делать, если…»
3. Кто может быть опасен в интернете?
Обсуждение типов угроз: вредоносный контент.
Чтение сказки или истории, иллюстрирующей опасности.
4. Личная информация: что это?
Определение: что такое личная информация (имя, адрес, фото и т.д.).
Игровое упражнение: «Что делать нельзя!»
5. Как общаться в интернете?
Примеры хорошего и плохого общения в чате и в играх.
Ролевая игра: как правильно отвечать на вопросы незнакомцев.
6. Что делать, если меня обидели в интернете?
Подходы к решению проблем: говорить со взрослыми, блокировать пользователей.
Учебный видеофильм о том, как реагировать на угрозы в интернете.
Позитивные аспекты интернета
7. Чем интернет может быть полезен?
Обсуждение полезных аспектов: обучение, творчество, развлекательные ресурсы.
Создание коллективного проекта: «Наш безопасный интернет».
8. Итоговое занятие: Безопасный интернет
9. Подведение итогов. Викторина: «Интернет – наш друг. Как играть с умом?»
Вопросы-ответы на тему безопасного поведения.
Создание плаката или буклета с правилами безопасности в интернете.
Награждение участников за активное участие и усвоение материала.
Родители, как и педагоги, играют ключевую роль в формировании у детей навыков безопасного поведения. Они должны быть осведомлены о том, как можно поддерживать и развивать навыки безопасного поведения у детей в домашних условиях. Проведение родительских собраний, мастер-классов и информационных сессий поможет создать единый вид обучения и укрепить партнерство между воспитателями и семьями.
Таким образом, в условиях меняющегося мира формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую значимость. Это не только часть образовательной программы, но и важный шаг к обеспечению цифровой безопасности будущих поколений. Педагоги и родители, работая в едином ключе, могут создать безопасную образовательную среду, где детей научат уважать себя и других в цифровом пространстве, а также осознанно использовать технологии, что в конечном итоге приведет к более безопасному и этичному использованию интернета в будущем.
Елена Касаткина, воспитатель старшей группы, ГБОУ школа № 1151 корп. 1415
Комментарии