search
main
0

Современные флибустьеры

По лентам информационных агентств прошло сообщение о том, что Сингапур, Малайзия, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия провели в Южно-Китайском море совместные учения, на которых отрабатывали различные аскеты предотвращения попыток пиратских захватов морских судов. Такие учения будут проводиться как минимум раз в год. Соглашение об этом подписано на уровне министров обороны пяти перечисленных стран…

Морское пиратство, первые упоминания о котором относятся еще к временам Древней Греции, к превеликому сожалению, процветает и сегодня. Причем количество случаев разбойных нападений современных флибустьеров на море растет просто угрожающими темпами. За последние годы зарегистрированы нападения даже в некогда спокойных Средиземном и Черном морях.

По данным Международной морской организации в прошлом году совершено более полутысячи пиратских нападений – почти на сотню больше, чем в 2004-м.

Самое опасное море – Южно-Китайское. Там пираты проявляют активность чуть ли не через день. В Индийском океане в общей сложности было зафиксировано 96 нападений, у берегов Южной Америки и в Карибском море – 72, у берегов Западной Африки – 67, в Малаккском проливе – 38.

Пиратство распространено в тех регионах, где господствует бедность, процветают контрабанда, коррупция, наркоторговля. Этот разбойничий промысел накрепко сросся с организованной преступностью. Деятельность пиратских банд в Азии, к примеру, контролируют китайские криминальные группировки, так называемые триады. На пиратские суда приходится также львиная доля контрабанды, операций по перевозке наркотиков. Так, в Южной Америке пиратство возродилось в 1970-х годах, когда колумбийские наркобароны резко увеличили поставки кокаина в США.

Захваченные суда, как правило, меняют «биографию». Их переименовывают, перекрашивают, оформляют постоянную прописку в портах других стран. Затем корабли продают и снова пускают в плавание.

Ежегодная статистика по пиратству полностью не охватывает всей картины происходящего на морских просторах, поскольку почти треть всех фактов нападений потерпевшие сознательно замалчивают. Многие пострадавшие от морских разбойников капитаны судов не сообщают о подобных случаях, поскольку последующие полицейские процедурные мероприятия ведут к потере времени и большим убыткам, доходящим порой до нескольких десятков тысяч долларов ежедневно. Поэтому, как правило, сообщается только о фактах тяжких нападений, когда они сопровождаются убийствами, похищениями или большими материальными потерями.

Встречи с пиратами порой заканчиваются очень плачевно. В прошлом году от их рук погибли несколько десятков моряков, около полусотни ранены и примерно столько же пропали без вести. В среднем у пиратов из 7 попыток лишь одна заканчивается неудачей. И доходы у этих криминальных «бизнесменов» немалые.

К примеру, владельцы греческого судна «Панагия», захваченного пиратами у берегов Сомали, заплатили за его освобождение выкуп в 400 тысяч долларов. Вызволить из плена моряков удалось лишь через три недели. Жертвами сомалийских пиратов были еще несколько судов, за одно из которых – эмиратское торговое судно «Амир» – потребовали выкуп в 100 тысяч долларов.

Нападают пираты и на российских моряков. Одно из таких нападений произошло в конце мая в 60 милях от западноафриканского порта Конакри (Гвинея). Пираты, напавшие у берегов Африки на танкер «Шкотово», забрали судовую кассу.

Капитан Алексей Харитонов действовал в соответствии с инструкцией по борьбе с пиратством и терроризмом, которая предписывает не оказывать сопротивление вооруженным захватчикам во избежание человеческих жертв. К судну, лежащему в дрейфе, подошли два быстроходных катера. Шесть вооруженных пиратов высадились на борт, забрали судовую кассу и покинули танкер. В момент нападения на борту находились 19 членов экипажа и переводчик. Никто из членов команды не пострадал.

Некоторое время назад в порту Кисмайо в плен к вооруженной сомалийской банде угодили четыре российских рыбака. Их траулер «Горизонт-2» простоял под дулами автоматов три месяца и был отпущен только после уплаты владельцем нескольких десятков тысяч долларов. В целом же, по самым скромным подсчетам, ущерб судовладельцев от нападений морских разбойников составляет не менее 10 миллиардов долларов в год.

Проблема морского пиратства сегодня настолько актуальна, что о ней все чаще идет речь на различных международных совещаниях и конференциях. В Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. В нем тренируют антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда. Эти страны постоянно проводят морские учения, маневры, отрабатывают методы борьбы с морскими грабителями.

В 1992 г. международное морское бюро в Малайзии создало региональный центр по борьбе с пиратством. Позднее он был переименован в Аналитический центр по проблеме пиратства. Задачи центра – розыск пропавших судов и возвращение грузов владельцам, сбор и анализ информации о пиратах в глобальном масштабе, оповещение судов о нападениях пиратов, помощь потерпевшим экипажам.

Ряд стран серьезно обсуждают возможность участия в борьбе с пиратством военно-морских флотов. Однако борьба с морскими разбойниками сильно затруднена из-за отсутствия различных межгосударственных соглашений. Например, военным кораблям нельзя вторгаться в территориальные воды других держав даже для преследования пиратов. Спорным районом в плане юрисдикции является Южно-Китайское море.

Проблема эффективной борьбы с пиратством касается также идентификации преступников. Сегодня пиратские суда больше не вывешивают на мачте знаменитый пиратский флаг с черепом и костями – «Веселый Роджер», как разбойники прошедших веков. Современные флибустьеры используют малоразмерные высокоскоростные моторные лодки и катера, которые иногда трудно отличить от спортивных или рыболовецких судов. А вооружены они современными автоматами, гранатометами, используют спутниковые средства связи и слежения.

Нет больше, как было в прежние века, пиратских республик – самостоятельных разбойничьих государств на затерянных островах или в далеких архипелагах. В наше время обширные архипелаги Юго-Восточной Азии с более чем 70000 островами обеспечивают сегодняшним пиратам отличные укрытия и пункты базирования.

Проблема морского пиратства рискует со временем превратиться в еще большую головную боль для стран, располагающих флотами, активно использующих в экономической деятельности выходы в открытое море и Мировой океан. В том числе и для России…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте