На минувшей неделе внимание образовательного сообщества (и не только) привлекло выступление вице-премьера Ольги Голодец на площадке Российского инвестиционного форума в Сочи.По словам Ольги Голодец, программа строительства новых школ в России, в рамках которой за 10 лет планируется создать 6,5 млн новых учебных мест, стала поводом для очень важной дискуссии: каким должно быть содержание школьного образования, как ему должно соответствовать образовательное пространство.
«Неправильно у нас классы сконструированы: у нас они все прямоугольные, потому что есть привычка, что учитель стоит впереди, и за ним – доска, и детишки сидят рядами, как мы учились в детстве, – цитировали вице-премьера информационные агентства. – Для того чтобы формировать проектный подход, для того чтобы формировать групповую работу, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому и работа должна строиться иначе».Проректор Высшей школы экономики, научный руководитель Института развития образования Исак Фрумин, выступавший модератором дискуссии, пояснил, что Ольга Юрьевна вовсе не призывала к отмене прямоугольных классов, как это подали СМИ. Речь в целом шла о том, что при проектировании школ не учитываются новые формы работы с детьми. Все кабинеты одинаковые, а стандартная расстановка мебели не позволяет трансформировать пространство класса. А что думают по этому поводу наши эксперты?Людмила БОКОВА, член Совета Федерации РФ от Саратовской области, председатель временной Комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества:- Большинство российских школ сконструированы по единой схеме, на основании общих требований СанПиН к помещениям и оборудованию. В общеобразовательных учреждениях предусмотрена прямоугольная конфигурация учебных помещений. Доска, учитель и ученики – это форма организации учебного процесса, которая существует столетиями. Часто на практике происходит следующее: наиболее активные дети занимают первые парты, а самые неуспевающие – последние. Действия сидящих на последних партах очень тяжело контролировать педагогу, отсюда массовое списывание на уроках. Кроме того, «галерка» играет в мобильные телефоны, громко обсуждает свои темы, отвлекает других учащихся, тем самым подрывая психологическое состояние всего класса. Но эти проблемы возникают не из-за конфигурации классного помещения, а главным образом из-за архаичной формы организации учебного процесса. Новый ФГОС ставит перед преподавателем задачу подготовки личности, ориентированной на работу в команде, общение и коммуникацию с другими детьми. Сам педагог должен стать помощником каждого ребенка в развитии его индивидуальных навыков. Существующие учебные программы и технологии не способствуют личностной ориентации. Поэтому в первую очередь необходимо усовершенствовать концепцию преподавания, разработать программы нового поколения, подготовить к этим изменениям педагогов, а уже потом обсуждать формы классов. Сегодня звучит много предложений и идей, у которых нет основания в виде социологических данных. Проведение системных и масштабных исследований в области российского образования – необходимое условие для его реформирования.Татьяна ХУДЯКОВА, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой практической психологии Воронежского государственного педагогического университета: – Если вспомнить, что прямые углы в природе не встречаются, то с этой точки зрения, возможно, для ребенка прямоугольная форма классной комнаты не самая благополучная. Но дело не только в этом, многое зависит от того, насколько в целом современны школьное здание, его атмосфера, оборудование. Важна даже не форма помещения, а пространственная организация самого взаимодействия. Когда дети сидят на уроке и видят затылки друг друга – это самая неоптимальная организация урока. Нужно в первую очередь продумать гуманистическую организацию процесса обучения и из того, что есть, чем сегодня располагает школа, постараться сделать благоприятную среду.Вера ШИНДИНА, директор Воротынской средней школы, Нижегородская область:- Я считаю, что пока не надо больше никаких изменений – нужно дать школе покой.Не нужно менять архитектуру, пусть классы останутся такими, как есть. Внутри класса учитель может переставить парты по своему усмотрению, никто этого не запрещает. Если идет работа в группах, то совместить по две, если круглый стол – соответственно вкруговую поставить. А все перемены непременно повлекут за собой неудобства самому же учителю. Будут снова отвлекать его от работы с детьми.
Комментарии