В Госдуму РФ внесен законопроект о школьной форме – поправки в Закон «Об образовании в РФ». Комитет по образованию Госдумы РФ на своем заседании под председательством Вячеслава Никонова обсудил вопрос о школьной форме.
Елена ЛЕРМОНТ, главный редактор информационного агентства «Слава Зайцев»:- Мы уже представили наш вариант школьной формы, созданный Вячеславом Зайцевым совместно с фабрикой «Уфимский трикотаж», полученные отзывы таковы: из 34 тысяч, принявших участие в голосовании, 31 процент – за, 10 процентов – однозначно против. Большое внимание Вячеслав Михайлович уделяет качеству школьной формы и очень просил обратить внимание на то, чтобы в законодательстве были определены очень жесткие требования к составу материалов для школьной формы и вообще одежды для детей. Мы рекомендуем использовать для формы хлопок и шерсть. К сожалению, ситуация в торговле складывается так, что большинство нашего населения предпочитает приобретать товары, в том числе и товары для детей, на рынках, где основной товар – это контрабанда и контрафакт, предпочитают снабжать свои магазины именно с рынков недобросовестные ритейлеры детской одежды, поэтому наши дети в принципе подвергаются опасности. Мы предлагаем ввести в закон сертификацию, она существует для детской одежды, и добросовестные производители придерживаются ранее принятых норм, рекомендуемых государством, но их следует ужесточить, а также обязать школы, школьные коллективы предупреждать родителей о том, что если они все-таки покупают не централизованно, не через школу, а самостоятельно, чтобы они учитывали: покупая одежду на рынке, они подвергают здоровье детей большому риску.Наталья ТРЕТЬЯК, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ:- Напомню, что в Законе «Об образовании в РФ», который вступит в силу уже с 1 сентября, есть нормы, предусматривающие, что требования к одежде могут быть установлены образовательным учреждением и законодательными актами субъекта Российской Федерации, если иные нормы не установлены федеральным законом. Я напомню, что иные требования содержатся в отношении учебных заведений военного профиля. В преддверии вступления в силу Закона «Об образовании в РФ» в адрес субъектов Российской Федерации были направлены методические рекомендации с проектом модельного акта, который субъекты могли бы принять в развитие и во исполнение Закона «Об образовании в РФ». Вместе с тем мы должны учитывать особенности и различия, которые могут существовать в том или ином населенном пункте или присущие тому или иному образовательному учреждению. Поэтому помимо требований в отношении субъектов Российской Федерации, безусловно, мы должны предоставить и определенный маневр для свободы и образовательным учреждениям. Предполагается, что конкретные требования к цвету одежды, ее фасону могут определять образовательные учреждения совместно с представителями родительской общественности. Я думаю, что такой механизм, с одной стороны, позволит реализовать все достоинства и возможности, которые дает школьная форма, и в то же время позволит снять возможные негативные последствия, которые могут возникнуть в связи с этим решением. Я думаю, что законопроект, который сегодня стал предметом рассмотрения, должен быть поддержан и одобрен, а изменения, о которых я говорила, вполне могут быть учтены в рамках работы законопроекта во время второго чтения.Практически все сходятся в том мнении, что требования к одежде, школьная форма должны быть, это подтверждает и опрос общественного мнения. Школьная форма имеет достаточно много преимуществ, она позволяет снять различия, которые возникают в области социального положения, отношения к религии, обеспечивает светский характер образования. Более того, удобная школьная форма позволяет и правильно организовать учебный процесс. Но мы должны понимать, что не нужно возвращаться к уравниловке, именно эти опасения высказывают и родители, и педагоги. Даже в рамках одного образовательного учреждения у ребенка должна быть возможность составить комплект одежды исходя из тех требований, которые определены в школе.Вряд ли мы сможем согласиться с той позицией, что единые требования к школьной форме должны быть установлены на федеральном уровне. У нас многонациональная, очень разнообразная страна, и я боюсь, что на федеральном уровне эти требования установить невозможно. Поэтому давайте воспользуемся тем положительным опытом, который уже сложился во многих субъектах Российской Федерации, оставим это право и эту обязанность на уровне субъекта. А на федеральном уровне есть требования, которые носят санитарно-гигиенический характер, есть общие требования к одежде и соответствующие методические рекомендации Рособрнадзора для образовательных учреждений. Решать, где закупать форму, у каких производителей, закупать ее или шить, должны не органы власти, а родители. В каком-то маленьком селе родители скинутся и сошьют эту форму у швеи, которая умеет это делать, где-то родители соберут деньги и централизованно купят форму в магазине, где-то купят индивидуально. Давайте оставим это право и возможность за родителями. Я согласна с тем, что мы должны продумать систему мер и поддержки семей, особенно многодетных семей. В отношении этого существуют уже все необходимые и федеральные, и региональные нормативные акты, обеспечивающие поддержку семьи, для того чтобы она могла приобрести школьную форму.Вячеслав НИКОНОВ, председатель Комитета РФ по образованию:- В России школьная форма была всегда – и до 1917 года, и после 1917 года, за исключением периодов смуты и развала государства. Что касается зарубежных стран, то там форма в школах всегда была и есть в хороших, престижных, элитных учебных заведениях, ее нет в остальных, плохих школах. Видно, Российская Федерация достигла той стадии, когда она преодолела период разрухи и разрушения, с одной стороны, а с другой стороны, имеет возможность создать хорошие школы. И то и другое предполагает все-таки наличие школьной формы, что было четко отражено в тех решениях, которые принял Президент РФ Владимир Путин, который поручил Правительству РФ проработать вопрос о законодательном обеспечении введения школьной формы для обучающихся в российских государственных общеобразовательных учреждениях и об определении требований к ней. Как вы понимаете, уже будем рассматривать в Думе много альтернативных законопроектов на этот счет. Мы решили создать при Комитете по образованию рабочую группу по совершенствованию законодательства в части введения требований к одежде учащихся общеобразовательных организаций.Диана БАРАНОВА, генеральный директор Дома моды Валентина Юдашкина:- Наш Дом моды считает, что форма – это часть процесса обучения. Когда ребенок надевает форму утром, он уже вступает в учебный процесс, себя на это настраивает. Какой должна быть форма? Мы считаем, что новая форменная одежда должна получиться современной, удобной и практичной, что ее разработкой должны заняться молодые дизайнеры. Наш Дом моды тесно сотрудничает с профильными вузами, выпускники которых проходят практику на наших предприятиях, наш художественный руководитель Валентин Юдашкин возглавляет попечительский совет Московского государственного университета дизайна и технологии, мы хорошо знакомы с процессом подготовки новых кадров для легкой промышленности, с возможностями и творческим потенциалом студентов и выпускников, поэтому предлагаем объявить конкурс среди студентов профессиональных вузов на создание новой школьной формы. Конкурс будет включать в себя несколько этапов: разработка эскизов, подбор материалов, создание экспериментальных образцов. Для того чтобы курировать конкурс, мы предлагаем создать экспертную комиссию, в которую войдут специалисты из таких профильных областей, как дизайн одежды, технология производства тканей, технология производства одежды. Работы студентов, которые будут признаны лучшими по итогам этого конкурса, будут затем представлены в рамках недель моды в Москве, это очень важно, для того чтобы ознакомить с результатами разработок широкую общественность, а затем провести социальное тестирование, получив тем самым мнение родителей и самих учащихся о новой форме. У нас сохранились и развиваются многие предприятия, которые производят достойную, качественную детскую одежду. Поэтому я думаю, что с этой задачей мы сможем справиться собственными силами, имея в виду нашу страну, наши возможности. Мы считаем целесообразным поручить Госстандарту разработать ГОСТы на школьную форму с учетом экологических особенностей материалов, так как экология у нас не очень хорошая, очень много детей, подверженных всевозможным аллергическим реакциям. При создании новой формы необходимо особо акцентировать внимание на таких параметрах, как комплектность, использование материалов установленного качества и само производство одежды установленных образцов, потому что можно создать прекрасные образцы, но когда эти образцы попадут на плановое снабжение, неизвестно, какой результат можем получить. Поэтому мы обращаем внимание на то, что надо закреплять законодательно авторские права, чтобы автор – разработчик формы мог следить за качеством выпускаемой одежды от производства ткани до конечного результата.Евгений ТОМАК, президент Национального союза производителей школьной формы:- Недавно состоялась регистрация некоммерческой организации «Национальный союз производителей школьной формы», которую учредили ведущие швейные предприятия страны, имеющие многолетний опыт изготовления продукции для сотен тысяч и миллионов людей. Сотрудничая с нашими ведущими домами моды, мы сегодня способны изготавливать продукцию европейского уровня.Константин РАЗУМЕЕВ, директор Текстильного института Московского государственного университета дизайна и технологии:- Мы должны не шарахаться здесь из стороны в сторону, а говорить о поэтапном возвращении в нашей стране школьной формы. Я бы хотел, чтобы мы подразумевали под школьной формой не только одежду, а в целом стиль человека, который приходит в учебное заведение, а одежда – часть этого стиля. Давайте не забывать: большинство из нас прошли советскую школу, в которой были еще сменная и спортивная обувь.Ирина МАНУЙЛОВА, депутат ГД РФ:- Закон «Об образовании в РФ» очень четко отдает компетентность при определении требований к одежде образовательному учреждению. Как педагог, я считаю это правильным, потому что именно совет учреждения, куда входят и педагоги, и родители, и учащиеся, примет оптимальный вариант для конкретного учреждения с учетом возможностей родителей, с учетом пожеланий старшеклассников. Именно поэтапность введения формы – то, к чему мы пришли. Мы почему-то забываем, что сегодня 30 процентов учеников у нас уже носят школьную форму, так что 12 миллионов нам не с нуля надо одевать. На мой взгляд, самое главное – поддержать многодетных, малообеспеченных, тех, кому действительно сегодня сложно приобрести школьную форму, продумать целевую поддержку федерального бюджета субъектам в виде субвенций на помощь конкретным семьям для приобретения этой школьной формы.Информация к сведениюДепартамент образования Москвы разработал методические рекомендации о порядке установления требований к одежде обучающихся и воспитанников государственных (муниципальных) образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. Требования к одежде обучающихся и воспитанников, а также обязательность ее ношения устанавливаются локальным нормативным актом образовательного учреждения. Общий ее вид (цвет и фасон) определяет орган государственно-общественного управления образовательного учреждения – управляющий или попечительский совет. Образовательные учреждения также могут устанавливать несколько видов одежды: повседневная, парадная и спортивная. Парадная одежда используется в дни проведения праздников и торжественных линеек, для мальчиков и юношей она состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой сорочкой или праздничным аксессуаром, для девочек и девушек дополнена светлой блузкой или праздничным аксессуаром.Одежда обучающихся и воспитанников может иметь отличительные знаки образовательного учреждения – эмблемы, нашивки, значки, галстуки. Она должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека».Решение о введении требований к одежде для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений должно быть принято всеми участниками образовательного процесса с учетом потребностей малообеспеченных и многодетных семей.Единые требования к одежде обучающихся и воспитанников вводятся для обеспечения удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни, создания психологически комфортных условий в среде сверстников и укрепления общего имиджа образовательного учреждения.
Комментарии