Школа ступеней – модель обучения для успешного достижения новых образовательных результатов.
Здания школ или детских садов советского периода постройки – типовые здания, в которых не ставилось цели воспитывать индивидуальностей. Меняется время, меняется город, во все сферы человеческой жизни пришли информационные технологии. Каким должно быть здание школы, в котором не принижают значимость личности ученика? Это должно быть такое пространство, в котором ребенку будет интересно учиться и развиваться.Когда московские школы объединились в комплексы, состоящие из нескольких зданий, где учатся по 3‑5 тысяч детей, возникла логичная идея: почему бы не собрать в одном строении все начальные классы, в другом – среднюю школу, в третьем – только старшеклассников или профильную школу? И оказалось, что это удобно не только с точки зрения формальной организации учебного процесса, но и дает огромные плюсы для развития самих детей, позволяет создать обучающую среду, соответствующую возрасту школьников, ведь учить и развивать ребенка можно и нужно не только на уроке.Модель обучения «Школа ступеней» ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности.В федеральном государственном образовательном стандарте начального, основного, среднего (полного) общего образования нет конкретных требований к оснащению предметно-пространственной среды, но существует раздел «Материально-технические условия реализации основной образовательной программы». Здесь прописаны условия, включающие в себя наличие лабораторий, комнат для отдыха, учительской с рабочими зонами и местами для отдыха учителей, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (мастерские и лаборатории), музыкой и изобразительным искусством, а также другими учебными курсами и курсами внеурочной деятельности по выбору. Возможно, что в одной типовой школе, построенной по типовому проекту, реализовать все подобные условия будет проблематично, но в многофункциональных образовательных организациях – вполне реально.У старых школьных зданий был одинаково безликий промышленный вид, а для новых школьных зданий характерно визуальное своеобразие, они отличаются друг от друга внешне, и их внутреннее пространство уже не состоит из монотонно одинаковых классов, оно разнообразно и трансформируемо.Перед современной школой стоит задача воспитания всесторонне развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование, и пространство должно соответствовать индивидуализации образования. Одна из задач ГКУ Дирекции по строительству и реконструкции Департамента образования города Москвы – создание предметно-пространственной среды, максимально обеспечивающей и позволяющей реализовать образовательные задачи, стоящие перед школой. Эта среда должна вдохновлять и мотивировать, давать комфорт и защищенность, должна быть удобной, современной, мобильной и легко трансформируемой под новые задачи образования и реализацию новых ФГОС и тем самым изменять отношение детей не только к образовательному процессу, но и к самой школе: мотивировать на учебу, занятия внеурочной деятельностью, посещение библиотек, общение с одноклассниками и учителями, удовлетворять потребность детей в уединении.Многочисленные международные исследования показали, что использование дизайнерских и арт-проектов в образовательных учреждениях создает благоприятные условия для развития творческого потенциала и индивидуальности школьников. Открытая, комфортная, формируемая совместными усилиями учеников и учителей школьная среда положительно влияет на мотивацию учиться и учить, а также помогает укреплению связей внутри сообщества, которое формируется такой школой.Начальная школа с дошкольным отделениемОбучение на данной ступени обеспечивает реализацию вариативного и разноуровневого подходов, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся. В начальной школе акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися письменной и математической грамотности, на воспитание культуры речи и общения.Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир, напоминающий детский центр, разделенный подвижными и прозрачными перегородками, которые при желании всегда можно приоткрыть.Поступление ребенка в школу очень напряженный период, от ребенка требуется максимальная мобилизация интеллектуальных и физических сил. Таким образом, одно из преимуществ совмещения начального образования с дошкольным – это обеспечение преемственности между двумя этапами обучения.Ребенок, посещающий дошкольное отделение, граничащее с начальной школой, психологически подготавливается и настраивается к следующему этапу обучения.В современных учебных заведениях предусмотрено совместное использование начальной школой и дошкольными группами пищевых и медицинских блоков.В дошкольных группах используются шумосветопоглощающие шторы – это альтернатива трансформируемым перегородкам, которые внешне напоминают штору. Они состоят из скрытого каркаса, обтянутого несколькими слоями материала (с применением специальной огнеупорной пропитки), обладающего хорошими звукоизоляционными свойствами, отделанного экокожей. При складывании их поверхность представляет собой мягкую волну, при этом минимальный ее размер составляет не более 20% от ширины самого проема. Пожалуй, это самый уютный, безопасный и красивый трансформер.До 2021 года планируется строительство 11 зданий на 4415 мест, совмещающих в себе начальное (3020 мест) и дошкольное образование (1395 мест). Также 7 объектов находятся в проработке в Комплексе градостроительной политики и строительства города Москвы – по ним в настоящее время ведется работа по подбору земельных участков.Стоит отметить, что основная часть зданий планируется к строительству за счет средств бюджета города.Основное общее образованиеОсновное внимание на данной ступени обучения акцентируется на создании условий для формирования у школьников познавательных интересов, что позволяет школьнику определить область научных знаний, в рамках которой на старшей ступени может состояться его самоопределение.Перейдя в пятый класс, ученик делает шаг на вторую ступень общего образования, и обучаться ему предстоит до 9‑го класса. Это обязательный этап в образовательной системе. За этот период личность развивается разносторонне, раскрываются ее способности и наклонности. Школьников подготавливают к освоению программ старших классов, начинают работу по определению профессиональной ориентации, а также приобщают к физическому труду.Развитие информационного общества требует информатизации образования.Проект «Московская электронная школа» направлен на максимально эффективное использование IT-технологий и сервисов для улучшения качества образования. Он объединяет в себе функционал электронного журнала и дневника и библиотеки электронных образовательных материалов. Сегодня проект внедрен во всех образовательных организациях столицы. Предметные кабинеты основной и средней школы оснащаются новыми интерактивными панелями и ноутбуками для учителей. В школах организуется полное покрытие помещений беспроводной сетью wi-fi.В общегородском электронном журнале и дневнике можно конструировать учебные планы и расписания уроков, создавать задания с использованием электронных учебников и тестов, применять разные виды оценок, связанных с деятельностью ученика на уроке и за его пределами.Общегородская библиотека электронных образовательных материалов – облачная интернет-платформа, содержащая необходимые образовательные материалы. Использование готовых сценариев уроков, разработанных лучшими учителями Москвы, позволяет педагогам экономить время на подготовку к урокам и демонстрировать ученикам большее количество материалов на занятиях.Среднее общее образование – новая московская старшая школаЦелью старших школ является реализация инновационной образовательной программы, которая позволит подготовить компетентных выпускников, способных продолжить образование в современном университете, самостоятельно решая образовательные задачи средствами учебной, исследовательской и проектной деятельности. Характер учебы меняется, он становится творческим, преобразующим. Это не просто пассивное впитывание знаний, а личная вовлеченность: появляется деятельность, у которой должен быть результат.Образовательная программа на этой ступени ориентирована на достижение уровня допрофессиональной компетенции по выбранному профилю. Вся система образования учащихся старших классов направлена на развитие потенциальных возможностей каждого ученика, его интеллекта, воспитание системы нравственных качеств, коммуникативности, организаторских способностей.В настоящее время в целях реализации проекта новой московской старшей школы в Адресную инвестиционную программу города Москвы включено 5 пилотных объектов на 1950 мест, по которым прорабатываются архитектурно-планировочные решения, где будут заложены:- учебные кабинеты, трансформируемые в аудиторные пространства;- лаборатории по естественно-научному и инженерно-техническому направлениям площадью 200‑250 кв. м с возможностью зонирования (для проведения практических работ);- информационные центры, которые включают в себя функции библиотек, рекреационного пространства и досугового центра;- кабинеты самотестирования для подготовки к экзаменам, а также для проверки знаний по всем дисциплинам;- конференц-залы с возможностью зонирования для проведения групповых мероприятий.Одно из важнейших условий обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды – грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку только гармоничная среда способствует становлению личности. И это совместная задача педагогов, проектировщиков и строителей.Яна СТРЕТОВИЧ,руководитель Дирекции по строительству и реконструкции Департамента образования города Москвы
Комментарии