Каждое образовательное учреждение определяет сегодня задачи развития в соответствии с собственным видением путей обновления образовательного процесса, с учетом конкретных социально-педагогических условий, более того – в условиях обострившейся конкуренции.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях, даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Одна из экономических предпосылок демократического общества – децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция – синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок – неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.На современном этапе рыночных преобразований в России дефицит количества учебных учреждений уже в значительной мере преодолен. На первое место для родителей сегодня выходит уже не само наличие школьного учреждения, а его характеристики, важнейшие из которых – качество образования, условия, в которых проходит процесс обучения, оснащенность школ. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных школ, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию.Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она ненова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценку динамики или интенсивности. Сегодня ни одно серьезное учебное заведение не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая школа пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.Для того чтобы выбрать успешную стратегию развития и повышения конкурентоспособности школы №426, нужно было, конечно, прежде всего провести анализ конкурентоспособности школы, а затем разработать организационно-технические мероприятия, направленные на ее повышение.Наша школа была основана в 1974 году, она расположена на территории муниципального района Орехово-Борисово Северное в так называемом спальном районе Москвы, поэтому удалена от учреждений культуры, спорта, здравоохранения, учебных центров и промышленных предприятий. Микрорайон школы состоит из муниципальных и кооперативных домов, общежитий завода им. Лихачева. Все это во многом определяет задачи в деятельности школы.Сегодня наша школа, став крупным образовательным комплексом, который кроме школы №426 объединил еще школу №938, ЦРР – детский сад №896, детский сад №1011, размещается в четырех зданиях. Все здания комплекса находятся в шаговой доступности друг от друга и не разделены проезжей частью. Школа № 996 и детский сад № 905 вообще расположены рядом и ориентированы на один и тот же контингент. Кроме того, в районе есть гимназия, школа с углубленным изучением английского языка, Центр образования. В итоге и возникает достаточно острая конкуренция, которая и заставляет наш комплекс изучать спрос, формировать социальный заказ и следовать изменениям этого заказа.Регулярно проводимые опросы родителей, представителей общественности микрорайона школы зафиксировали наметившееся изменение социального заказа, который не может быть удовлетворен достигнутым состоянием школы, несмотря на значительные успехи в ее образовательной и воспитательной работе. В результате вырастают требования к уровню академической успешности школы, обостряется проблема воспитательной работы, направленной на формирование толерантного сознания, кросс-культурных компетенций. Поэтому главной задачей школы-комплекса на ближайшие годы будет решение проблем для построения действующей модели образовательной системы, способствующей воспитанию компетентной, конкурентоспособной, успешной личности.Школа сегодня стремится к максимальному учету потребностей и склонностей обучающихся, интересов родителей. Для наиболее полного удовлетворения запросов этих категорий потребителей образовательных услуг мы уделяем приоритетное внимание созданию комфортных условий для воспитания и обучения детей, оптимизации деятельности педагогических работников. Материально-техническая база школы постоянно обновляется и в целом соответствует современным требованиям: учебные кабинеты школы оснащены компьютерной техникой (ноутбук, проектор, экран, МФУ, SMART-доски), объединены в единую локальную сеть, в кабинетах административно-управленческого и вспомогательного персонала установлены ноутбуки с МФУ, входящие в школьную локальную сеть, в рамках реализации ФГОС НОО второго поколения в начальной школе действуют четыре мобильных компьютерных класса, кабинеты начальной школы оснащены ростовой мебелью, в кабинетах 1-х классов есть ученические конторки, предметные кабинеты оснащены современной учебной мебелью, соответствующей санитарным нормам, учебным, лабораторным и демонстрационным оборудованием. Школа обеспечена высококвалифицированными педагогическими кадрами и полностью укомплектована кадрами узких специалистов, то есть кадровый состав соответствует современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив школы (средний возраст педагогов – 40 лет) характеризуют творческая активность и профессиональная компетентность. Педагоги школы – авторы методических разработок, участники, дипломанты и победители Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации», фестиваля педагогических идей «Открытый урок», призеры окружного конкурса по использованию информационных технологий в образовательном процессе. Среди педагогов школы есть призеры и победители окружного конкурса «Учитель года», «Первые шаги – педагогический дебют», участники и победители конкурса на грант мэра Москвы и победители конкурса лучших учителей Российской Федерации (грант Президента России в рамках ПНПО), два педагога школы имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 13 – «Почетный работник общего образования», 3 – «Учитель года России». Тенденция к сохранению контингента учащихся прослеживается именно потому, что в школе работают профессиональные педагогические кадры и специалисты (социальный педагог, педагоги-психологи, учитель-логопед), которые стремятся к созданию комфортной социально-педагогической обстановки для учащихся, что в ней сохраняют богатые школьные традиции, что создана и развивается собственная наградная культура для учащихся и работников школы, а также сувенирная символика. Кроме того, педколлектив исповедует принцип адаптивной школы «для всех» и активно формирует психологию успеха у всех участников образовательного процесса.Результаты итоговой аттестации за несколько лет показывают, что качество знаний учащихся школы стабильно, что налицо соответствие уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. На протяжении последних лет в школе стабилен процент учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями, ежегодное поступление в вузы наших выпускников составляет 90-94%, значительное внимание мы уделяем работе с одаренными детьми – ежегодно наши ученики занимают призовые места в муниципальных, окружных и городских олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. В школе созданы хорошие условия для организации внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования. Большинство учащихся с интересом занимаются в различных кружках (44% от общего числа) и спортивных секциях (30% от общего числа учащихся), многие посещают музыкальные и художественные школы, театральные и хореографические студии, спортивные клубы вне школы. В школе активно работает музей космонавтики, причем экскурсии в музей мы организуем не только для учащихся школы, но и для ветеранов ВОВ, учащихся школ района, города, в феврале 2013 года в нашей школе был открыт музей боевой славы. Учащиеся школы – активные участники таких районных, окружных и городских мероприятий, фестивалей, конкурсов, как «Юные таланты Московии», «Московский литературный фестиваль», окружной фестиваль «Синергия проект», акция «Свобода от курения», различные конкурсы рисунков. Участие в подобных мероприятиях позволяет ребятам показать результаты творческого труда, дает им возможность сравнить свои успехи и достижения с успехами сверстников, открывает возможности для воспитания успешной личности.Наша школа готова принять всех детей микрорайона Орехово-Борисово Северное и близлежащих окрестностей, но проблема в том, что учебное учреждение год от года теряет потенциальных учеников. Многие родители отдают своих детей в другие школы района, в связи с этим повышение рейтинга школы должно быть закономерным результатом работы по реализации общей стратегии развития, она должна стать конкурентоспособной.Как и всякая организация, школа существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она сложная целостная система, активно взаимодействующая с внешней средой, в связи с этим возникают определенные проблемы эффективного развития учреждения в условиях современного образования.Школа должна быть конкурентоспособной, при этом конкурентоспособность – явление комплексное, поэтому оценивать ее можно с различных позиций. Принципиально можно выделить четыре субъекта, каждый из которых независимо от других и на основе только ему присущих критериев оценки оценивает конкурентоспособность чего-либо: потребители; производители; инвесторы; государство. У каждого из них есть свои интересы: потребитель заинтересован в том, чтобы, приобретая набор товаров и услуг, получить максимальную полезность (пользу); производитель заинтересован в том, чтобы, затратив минимум усилий, получить максимально возможный результат (прибыль); инвестор заинтересован в том, чтобы проект, в который он вкладывает свои деньги, принес ему доходность достаточно высокую, для того чтобы можно было считать этот проект перспективным и целесообразным; наконец, государство заинтересовано в обеспечении эффективности использования имеющихся на его территории ресурсов (труда, земли, капитала, знаний, предпринимательских способностей) при соблюдении при этом определенных социальных стандартов. Учитывая все это, нам надо выработать стратегию работы с населением как потребителем образовательных услуг с точки зрения рыночной экономики. В этом аспекте становится критичным фактор быстрого переориентирования, когда быстрое выявление новых сегментов клиентов и формирование из них устойчивых потоков становится определяющим элементом стратегии. Необходимо отметить, что политика ОУ, направленная на создание ситуации успеха для всех участников образовательного процесса, будет одним из эффективных стратегических направлений, так как одна из важнейших потребностей современного человека – это его самореализация.Стремление занять ведущие позиции на рынке образовательных услуг, создать благоприятное общественное мнение выдвигает на передний план проблемы формирования позитивного имиджа ОУ, это объективно занимает одно из ведущих мест в системе приоритетов стратегии развития. В этой связи имидж ОУ приобретает статус одного из основных ресурсов, которые предопределяют его экономическую и социокультурную перспективу. Сегодня есть три главные задачи имиджевой политики: достижение высокого уровня компетенции и эффективная работа с потенциальными потребителями образовательных услуг, поддержание имиджа успешного ОУ, который заставляет участников образовательного процесса поверить в нас, установление эмоциональной связи с потребителем и обществом. Принимая во внимание текущее состояние и основные направления деятельности учреждения, существующие проблемы, стратегии, решения, мы можем сформулировать концепцию развития. При этом ключевой идеей станет индивидуализация образовательных траекторий для обеспечения максимальной успешности разных групп учащихся (жителей микрорайона) в условиях школы – многофункционального образовательного комплекса, а миссией – вариативное образование жителей микрорайона с учетом их индивидуальных потребностей в процессе успешной деятельности. Что нужно для этого? Я думаю, что это привлечение 90% контингента потенциальных воспитанников и учащихся, расширение комплекса за счет присоединения других ОУ и ДОУ, повышение эффективности и качества образовательных услуг и вхождение в рейтинг лучших учреждений Москвы.Основной резерв, та база, на которой формируются ценностные ориентации личности, это, конечно, коллектив. Индивидуальное своеобразие трудового коллектива характеризуется выраженной направленностью его жизнедеятельности, сочетанием индивидуальных и коллективных интересов, эмоциональным климатом. Изучение ценностных ориентаций как коллектива в целом, так и отдельного члена коллектива необходимо для проведения полноценного анализа и разработки правильной стратегии эффективного развития ОУ. Поэтому в рамках работы над проектом мы провели исследование коллективных ценностных ориентаций. В итоге был сделан вывод, что в результате школа №426 сможет выбрать оптимальную конкурентную стратегию и занять выгодное положение в отрасли (на рынке) для привлечения учащихся в свою школу, а также занять правильную позицию для защиты от конкурентов. В рамках выбора стратегии развития мы выяснили прежде всего сильные и слабые стороны нашего комплекса, его возможности и угрозы, которые могут помешать реализации этих возможностей, после чего выделили для своей работы три стратегических направления:- реализация комплекса мер по увеличению контингента учащихся и воспитанников;- расширение программы «Партнеры в образовании»;- реализация стратегии продвижения комплекса на рынке услуг. Реализация комплекса мер по увеличению контингента учащихся и воспитанниковПри разработке мероприятий конкурентоспособной стратегии развития учреждения как многофункционального образовательного комплекса реализация комплекса мер по увеличению контингента учащихся и воспитанников становится одной из первоочередных задач. Эта задача может быть успешно решена при условии целенаправленной работы педколлектива над повышением эффективности образовательного процесса и качества предоставляемых услуг при соблюдении преемственности всех образовательных ступеней в условиях школы-комплекса. Высокая квалификация педагогов и стабильные результаты учащихся по итогам внешней экспертизы, работоспособность коллектива и мобильность в решении поставленных задач, открытость инновациям, позитивный опыт работы творческих групп учителей по актуальным вопросам, созданная в учреждении комфортная образовательная среда обеспечивают развитие имиджа школы как многофункционального образовательного комплекса, обеспечивающего качественное гармоничное образование жителей микрорайона.Решению поставленной задачи призваны способствовать такие меры:- открытие групп для детей от одного года до двух лет;- проведение дня открытых дверей с использованием интерактивных форм работы;- работа школы будущих первоклассников для детей, не посещающих ДОУ;- разработка элективных курсов по развитию интеллектуальных способностей учащихся с низкими стартовыми возможностями;- организация групп профильного образования в соответствии с изменяющимися потребностями социума;- реализация программы сотрудничества с вузами и колледжами;- разработка индивидуальных образовательных траекторий по запросам учащихся и их родителей (в т. ч. в рамках инклюзивного образования);- создание системы дистанционного обучения, разработка программно-методического обеспечения для его реализации;- расширение спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе с привлечением внебюджетных средств.Реализуя комплекс этих мер по увеличению контингента учащихся и воспитанников (другими словами, увеличивая привлекательность учреждения для потенциальных потребителей), мы сможем: минимизировать риск ухода сильных учащихся в другие школы; повысить заинтересованность родителей и учащихся в предлагаемых образовательных услугах высокого уровня содержания; частично снизить конкуренцию со стороны других ОУ в интеллектуальных конкурсах; компенсировать отдаленность от инфраструктуры в области спорта и культуры.Практически все эти меры перспективны, так как находятся в секторе «высокая полезность – малые усилия».Расширение программы «Партнеры в образовании»Партнерство школы и сообщества – направление деятельности, связанное с реализацией сотрудничества школы с жителями и организациями сообщества для совместного решения социальных и образовательных проблем, повышение социальной значимости школы и ее востребованности как гражданского института, привлечение в школу внебюджетных средств. Программа поможет нам сделать реальным: установление партнерских отношений с семьей, родителями, общественностью; предоставление широкого спектра образовательных услуг; рассмотрение образовательного пространства микрорайона как системы управления развитием личности; способность решения многих серьезных социальных проблем и задач на основе сетевого взаимодействия школы в режиме социокультурного центра и интеграции возможностей (кадровых, материально-технических, методических) всех учреждений микрорайона.Цель программы – формирование благоприятного отношения к ОУ и поддержка спроса на качественные образовательные услуги учащихся, родителей и жителей микрорайона. Для ее достижения необходимы:- создание ассоциации активных родителей, привлечение родителей к участию в школьной жизни с продуманной системой поощрения (благодарственные письма, экскурсии в музеи, концерты, праздничные встречи);- предоставление на базе школы услуг по психологическому и социально-педагогическому консультированию жителей микрорайона;- обучение русскому языку как иностранному мигрантов и их детей;- привлечение жителей микрорайона на пробных ЕГЭ в качестве наблюдателей или участников;- открытие на базе школы компьютерного клуба для обучения компьютерной грамотности заинтересованных жителей микрорайона.При этом мы можем рассчитывать на такие результаты, как: повышение культурного уровня социума, участие родителей в воспитании детей; участие школьников, молодежи, родителей и общественности в решении образовательных и социальных проблем через реализацию проектов, программ, благотворительных акций; развитие добровольческих инициатив детей и молодежи; повышение интереса общественности к проблемам школы и местного сообщества; привлечение дополнительных ресурсов (в том числе финансовых) через партнерство с различными социальными структурами; обогащение традиций школы; увеличение контингента из числа потенциальных воспитанников и учащихся.Программа «Партнеры в образовании» обладает высокой полезностью, которая может быть достигнута при малых усилиях. Реализация стратегии продвижения комплекса на рынке услугНаиболее актуальное направление в ходе реализации стратегии конкурентоспособного образовательного учреждения – это ориентация на потребителя. Надо учитывать, что большое значение для привлечения клиентов имеет наличие у образовательного учреждения положительной репутации на рынке образования и оформления ее как бренда. Таким образом, главная задача продвижения образовательной услуги на рынок – доведение до потенциального покупателя информации об образовательном учреждении. Тут нам нужно провести такие актуальные мероприятия, как:- брендинг – создание и позиционирование уникального положительного лица ОУ, формирование положительной репутации через эффективное использование СМИ. Тут вероятна высокая полезность, поскольку формируется имидж школы и его восприятие социумом, но на создание положительной репутации необходимо привлечь большое количество ресурсов – кадровых, материальных, финансовых.- Информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей услуг (в том числе эффективная работа сайта) отличает также высокая полезность, так как привлечение современных технологий обеспечивает рост числа пользователей услугами Интернета, в том числе и сайта ОУ, тут можно пригласить квалифицированного специалиста, который будет заниматься этим важным делом. – Расширение связей с общественностью – это работа на бренд школы, появление новых направлений работы, проведение совместных мероприятий, решающих конкретные проблемы, тут можно использовать группу специалистов, при этом временные и финансовые затраты сопоставимы с важностью мероприятия.- Издание учебно-методических пособий и материалов очень полезно, если они созданы с учетом особенностей конкретного социума, индивидуализированы, но тут потребуется использовать большие временные затраты и финансовые ресурсы.Реализуя все это, мы можем снизить риск ухода учащихся в другие школы, минимизировать влияние нечестных приемов конкурентной борьбы других ДОУ и ОУ микрорайона, повысить заинтересованность родителей и учащихся в предлагаемых образовательных услугах. На наш взгляд, девиз школы должен быть таким: «Пусть каждый здесь найдет себя и будет успешным». При этом каждый ученик раскроет свои потенциальные способности, каждый учитель реализует свой творческий потенциал, каждый родитель будет востребованным. Конкурентоспособность – совокупность возможностей школы. Конкуренция заставляет школы под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества образования, воспитания и в целом конкурентоспособностью образовательного учреждения. В связи с получением бесплатного общедоступного образования, основанного на принципе подушевого финансирования (деньги следуют за учеником и не зависят от числа работников образовательного учреждения), школа обязана быть конкурентоспособной. Для этого учебное учреждение должно составить план мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.Чтобы общеобразовательное учреждение стало конкурентоспособным, директору необходимо приложить немало сил. Только в том случае, если директор станет лидером, способным организовать процесс совершенствования школьного учреждения, привлечь работников школы к нему, вести их за собой для совместной реализации управленческих решений для достижения поставленных целей, школе обеспечен успех. Не случайно в последние годы в систему образования вошли слова «менеджмент» и «маркетинг», мы стоим у порога понимания школы как социальной системы, подверженной законам функционирования рыночной экономики. Школа – образовательно-воспитательный институт, который в случае оторванности от общества, от его потребностей и заказов подвергается более интенсивному вырождению. Школа готовит людей будущего поколения и потому обязана их подготовить к построению новой социальной организации жизни, которая помогала бы каждому человеку найти самого себя в сложной системе общественных отношений. Маркетинг – живая связь школы и общества. Исходя из концепции экономического маркетинга, школа должна производить то, что пользуется спросом, то есть выполнять социальный и экономический заказ общества. В аналитической и планируемой деятельности школы не может не быть изучения внешней среды, потребности в образовании, планирования и стимулирования спроса на образование и его удовлетворения. Попытки школы достойно участвовать в рынке, привлекая внимание и взращивая свой имидж, безусловно, надо расценивать положительно.Разработанная стратегия развития школы №426 как многофункционального образовательного комплекса призвана повысить нашу конкурентоспособность и реализовать ключевую идею и миссию школы.Наталия ПЕТРОВА, директор школы №426
Комментарии