search
main
0

Современная школа – пространство профессионального лидерства и наставничества

В 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника, коллективы московских школ получили новые возможности для обмена опытом, внедрения и тиражирования эффективных методик и образовательных технологий, поддержки талантливых учителей и воспитателей, готовых и желающих делиться с коллегами своими разработками и интересными идеями для обучения и воспитания детей.

 

В городской образовательной повестке события, посвященные развитию имиджа успешных педагогов, владеющих инФтересными приемами работы, привлекают множество инициативных опытных и начинающих специалистов, а в 2023 году в системе образования получили развитие и многие инициативы московских школ в области наставничества среди педагогов и обучающихся.

В педагогическом терминологическом словаре наставничество определяется как «процесс передачи опыта и знаний», а также как «форма взаимоотношений между учителем и учеником» (Педагогический терминологический словарь, https://pedagogical_dictionary.academic.ru/).

В отношении профессионального развития более точное определение наставничества предлагает словарь терминов по общей и социальной педагогике: наставничество ­ «одна из форм передачи педагогического опыта», в ходе которой «педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога­мастера» (Словарь терминов по общей и социальной педагогике, https://social_pedagogy.academic.ru/).

Следуя этому пониманию роли наставников и результатов их деятельности, команда школы №1279 «Эврика» в январе 2023 года начала работу в режиме школы­лаборатории для разработки и тиражирования эффективных образовательных практик и новых образовательных решений в области обучения и воспитания с участием коллег из образовательных организаций межрайонного совета директоров №23.

Работа школы­лаборатории «Эврика» строится по нескольким направлениям, важным для развития образовательных программ школ и интеграции новых методических разработок в практику заинтересованных коллег.

На базе школы­лаборатории «Эврика» организуются еженедельные тренинги для педагогов образовательных организаций межрайонного совета директоров №23 для трансляции эффективных образовательных решений и практических разработок.

Тренинги для коллег из других образовательных организаций на площадке школы­лаборатории проводят методисты, учителя и воспитатели дошкольных групп «Эврики».

В 2023 году тренинги проводились для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных групп, а также смешанных команд педагогов дошкольного и начального образования по развитию преемственности содержания программ и образовательных технологий на разных уровнях общего образования.

Для вовлечения учителей и воспитателей в систему наставничества важны не только материальные стимулы или формальный статус. В развитии лидерства существенную роль играют восприятие педагога в качестве современного профессионала в коллективе школы и возможность получения публичного признания участниками тренингов и коллегами, использующими опубликованные в свободном доступе практические разработки педагога.

Для учителей начальных классов межрайонного совета директоров №23 проводятся тренинги по применению эффективных методик обучения, формированию естественно-научной и математической грамотности младших школьников, развитию у детей навыков проектной деятельности.

Участники встреч осваивают технологии проведения уроков-практикумов для качественного освоения различных учебных предметов, учатся использовать лабораторное учебное оборудование, которым оснащены кабинеты начальных классов. Это практические занятия в школьной естественно-научной лаборатории.

После вводной части с представлением справочных и рабочих материалов, которые участники смогут использовать на своих занятиях (определения нескольких ключевых понятий по теме практикума, схемы для объяснения детям механизмов протекания физических явлений, набор примеров из мира живой и неживой природы и т. д.), учителя выполняют практическую работу так, как они будут проводить аналогичное занятие со своими учащимися. В процессе практикума педагоги используют лабораторные наборы для начальных классов для наблюдений за погодой, изу­чения свойств магнитов, физических свойств звуковых волн, фильтрации жидкостей, наборы для изучения свойств воздуха, весовых измерений. Участники тренингов знакомятся с особенностями организации естественно-научных опытов и экспериментов, учатся составлять рабочие листы и алгоритмы проведения детских исследований.

В программе школы-лаборатории «Эврика» для воспитателей дошкольных групп тренинги по организации исследовательской деятельности дошкольников и проведению с детьми естественно-научных экспериментов.

Участники тренингов осваивают методику экспериментов по исследованию свойств природных объектов (агрегатные состояния воды, эффект магнетизма, вес предметов, свойства воздуха, природные явления, инструменты для наблюдения за природными явлениями и способы фиксации результатов экспериментов). После каждого тренинга воспитатели получают материалы для внедрения в свою практику представленной на занятии идеи или методики (по созданию вместе с дошкольниками измерительных приборов из подручных и природных материалов, проведению простых экспериментов с водой, льдом, воздухом, разработке научных игрушек, планированию образовательных прогулок). Темы тренингов синхронизированы с содержанием основных образовательных программ дошкольного образования и направлены на реализацию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

На тренинги по реализации преемственности содержания образовательных программ дошкольного и начального общего образования приглашались смешанные группы учителей начальных классов и воспитателей дошкольных групп из школ МСД №23. Встречи включали практическую часть – лабораторные работы, актуальные для формирования основы естественно-научной грамотности на уровне дошкольного образования, которые могут продолжать использовать учителя начальных классов и педагоги, работающие на следующих уровнях общего образования.

Всего с января по май на площадке школы-лаборатории состоялось 45 тренингов (более 760 участников) по таким темам, как:

– «Вода. Круговорот воды в природе»;

– «Формирование естественно-научной грамотности. Воздух. Свойства воздуха»;

– «Использование учебного оборудования при изучении основ математики. Счет в пределах десятка. Состав числа»;

– «Игровые приемы в обучении грамоте»;

– «Мастерская научной игрушки. Создание игрушки на основе реактивного свойства воздуха»;

– «Использование учебного оборудования при изучении основ математики. Математический квадрат»;

– «Игропрактикум для учителей начальных классов «Игра на перемене»;

– «Игропрактикум «Настольная игра -путешествие на бумаге»;

– «Игропрактикум «Создание настольной игры-ходилки «Путешествие Капельки»;

– «Использование учебного оборудования при изучении основ математики. Математические кораблики»;

– «Организация ритмических игр в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Мы строили работу школы-лаборатории, решая несколько взаимосвязанных задач. Создали в школе возможность для представления педагогами используемых на практике эффективных приемов и методик. Так появились электронные сборники «Проверено практикой» и публикации педагогов-лидеров в школьном telegram-канале. Одновременно с этим мы запустили тренинги для коллег из других школ МСД №23 и взаимо­обучение учителей и воспитателей «Эврики» для тиражирования новых образовательных решений во всех зданиях школы.

Педагоги школы создают новые содержательные методические материалы для апробации и внедрения в школе №1279 «Эврика» (востребованные обучающимися и родителями программы внеурочной деятельности и дополнительные общеразвивающие программы, рекомендации по применению интересных приемов и современного оборудования на уроках, готовые разработки для практикумов в школьных лабораториях, рабочие материалы для организации игровых занятий и образовательных событий на разных уровнях общего образования).

В школе-лаборатории был разработан удобный современный формат тиражирования эффективных практик обучения и воспитания – электронные сборники «Проверено практикой», еженедельно публикуемые в открытом telegram-канале школы №1279 «Эврика» (https://t.me/s/evrika1279; более 1900 подписчиков).

В процесс разработки сборников активно включились не только учителя начальных классов и воспитатели, но и учителя, работающие на уровнях основного и среднего общего образования.

Педагоги основной и старшей школы представляют эффективные практики развития у обучающихся знаний и навыков, необходимых для успешного освоения программы, подготовки к сдаче ЕГЭ, развития математической грамотности и критического мышления, а также приемы обучения решению задач, формирования навыков проектной деятельности.

Сборники разработок педагогов школы-лаборатории публикуются в свободном доступе для учителей и воспитателей не только из МСД №23, но и из других образовательных организаций города, а также заинтересованных родителей, студентов педагогических вузов.

По итогам работы коллектива школы-лаборатории с января по май 2023 года было создано более 70 сборников «Проверено практикой» для педагогов всех уровней общего образования, в которых представлены зарекомендовавшие себя практики работы педагогов, в том числе:

– «3D-моделирование своими руками»;

– «Решение задач по типу ЕГЭ по математике»;

– «Занимательные опыты по топологии»;

– «Мир инфознаек (создание мультимедийных проектов в среде «ПервоЛого»)»;

– «Использование приема кодировки на уроках литературного чтения»;

– «Экспериментальная деятельность с растениями»;

– «Моделирование росы в классе (естественно-научный практикум)»;

– «Математические задачи на смекалку»;

– «Экспериментирование с замораживанием мыльных пузырей»;

– «Проведение физических экспериментов в школе и дома»;

– «Обучение младших школьников написанию писем на английском языке»;

– «Игры на переменах»;

– «Развитие пространственного мышления с использованием головоломки «Колумбово яйцо» и др.

В «Эврике» реализована модель взаимообучения педагогов для запуска новых программ дополнительного образования в сфере новых технологий.

В формате интенсивных крат­косрочных тренингов проведено обучение 5 учителей начальных классов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Образовательная робототехника» с использованием набора Lego WeDo 2 (данные учителя раньше не проходили повышение квалификации по обучению школьников робототехнике). Обучение включало два этапа: экспресс-тренинг для знакомства с составом набора для конструирования роботов и инструкциями по сборке; обзор визуальной среды программирования и изучение готового набора проектных работ для занятий в течение полугодия. По итогам внутреннего обучения учителя начали проводить занятия по робототехнике и программированию с детьми своих классов по единому планированию, которое готовит детей к дальнейшему освоению языка Scratch и переходу к освоению соревновательной робототехники на уровне основного общего образования.

Для учеников 5‑8‑х классов в школе была открыта программа по робототехнике с программированием более сложных роботов на контроллере Lego EV3. Программа построена на содержании заданий Московской олимпиады по робототехнике для мотивации детей к участию в городских мероприятиях и проектах.

Также по итогам взаимообучения для учащихся 8‑10‑х классов организовано обучение аддитивным технологиям по программе «Инженерная графика» (школьники осваивают отечественное профессиональное програм­мное обеспечение для инженерного моделирования «Компас-3D»).

В апреле в школе открыта лаборатория, в которой ученики 5‑11‑х классов знакомятся с технологиями 3D-моделирования и 3D-печати, правилами их эксплуатации, настройки и обслуживания. В здании старшей школы открыто 3D-кафе: любые желающие школьники могут прийти в лабораторию вместе с наставником – учителем информатики – и смоделировать нужные им объекты, чтобы распечатать на 3D-принтерах.

В лаборатории проводятся занятия в формате еженедельного клуба для заинтересованных учащихся, организуется обучение педагогов использованию оборудования для аддитивных технологий. Лаборатория доступна школьникам во время перемен. Вместе с учителем учащиеся могут прийти и распечатать заранее подготовленные или загруженные из Интернета модели.

В настоящий момент участники клуба освоили метод проектирования объектов в отечественной среде «Компас-3D», научились создавать и печатать комплектующие для принтеров, освоили технологию печати с применением разных видов пластика.

С апреля в клубе проводится обучение школьников созданию виртуальных анимированных сцен в свободно распространяемой среде разработки Blender.

Также в лаборатории проводятся современные уроки технологии, на которых ученики 7‑х классов осваивают мехатронику и создают из конструкторов модели мостов, техники, двигателей и других механических устройств, проводят испытания их устойчивости к нагрузкам.

Реализуемая модель неформальной популяризации освоения новых технологий и повышения мотивации учителей к внедрению их в практику может быть предложена для трансляции не только в рамках МСД №23, но и других образовательных организациях Москвы.

С февраля на площадке школы-лаборатории проводятся игропрактикумы – тренинги для обучения воспитателей и учителей начальных классов технологиям создания образовательных настольных игр. Участники игропрактикумов учатся разрабатывать игры, ориентированные на изучение и закрепление образовательного содержания. Участники встреч выбирают темы из образовательной программы, создают игровые поля, формулируют правила, продумывают комментарии педагога – ведущего игры, изготавливают игровые материалы для дальнейшего использования в своих образовательных организациях.

В 2023 году игропрактикумы были посвящены разработке игр с карточками (мемори, доббль) и созданию образовательных игр-бродилок.

– Вместе с участниками тренинга мы попробовали по-новому взглянуть на процесс и результаты образовательных настольных игр, а в итоге поняли: создавать новые игры для своих воспитанников гораздо полезнее и интереснее, чем использовать готовые наборы. Мы придумали несколько новых игр прямо во время игропрактикума, а одну из них под названием – «Играем круглый год» – изготовили вместе с родителями наших воспитанников и теперь играем в нее в дошкольных группах «Эврики», – поделилась старший методист Наталья Аниканова.

В апреле педагоги школы-лаборатории внедрили еще один новый формат для обмена эффективными практиками в «Эврике» – образовательные прогулки для учителей и воспитателей дошкольных групп, участники которых осваивают методику проведения с детьми наблюдений за живой природой и технологию проведения занятий на открытом воздухе.

По итогам участия в тренинге педагоги осваивают технологию проведения образовательных прогулок, получают готовые сценарии для исследования силы и направления ветра, измерения количества осадков, изучения флоры и фауны района, определения сторон света при помощи компаса и проведения других естественно-научных экспериментов вместе с детьми старшего дошкольного возраста и учащимися начальных классов.

– Дети проводят много времени в дошкольной группе или классе, поэтому обычно воспринимают здание школы как основное пространство для получения новых знаний. Чтобы ребята научились самостоятельно исследовать окружающий мир и изучать родной город, мы начали практиковать образовательные прогулки и делиться идеями по их проведению с участниками тренингов в школе-лаборатории, – рассказала старший методист «Эврики» Марина Ермакова. – На прогулках педагог не должен сам рассказывать детям о городской природе или истории района. Лучше взять с собой несколько пособий из исследовательского чемоданчика для начальных классов, задать вопросы о растениях, природных явлениях и предложить ребятам самим найти на них ответы.

В апреле был анонсирован лендинг школы-лаборатории «Эврика» (https://laboratory.moscow ), на котором размещаются все новые сборники «Проверено практикой». Доступна регистрация для участия в тренингах для педагогов МСД №23. Анонсируются новые образовательные решения, внедряемые в практику работы педагогов школы №1279 «Эврика».

Целевая аудитория онлайн-ресурса – учителя и воспитатели МСД №23, родители обучающихся, любые заинтересованные пользователи из других образовательных организаций Москвы. Пользователям доступны три раздела: «Проверено практикой» (разработки педагогов школы-лаборатории, представляющие эффективные приемы работы и технологии обучения и воспитания детей); «Тренинги» (ссылки на регистрации участников тренингов школы-лаборатории и информация о прошедших мероприятиях со ссылками на новостные материалы в telegram-канале школы); «Новинки» (описание новых образовательных решений, программ, технологий, форматов обучения, внедряемых в практику работы учителей и воспитателей школы №1279 «Эврика», предлагаемых для дальнейшей трансляции в рамках тренингов и методических разработок школы-лаборатории).

Промежуточные результаты деятельности школы-лаборатории представлены на встрече онлайн-клуба координаторов методических служб образовательных организаций Москвы. Участники встречи поддержали модель работы школы-лаборатории в МСД №23, основанную на взаимообучении для обмена эффективными приемами и практиками работы, а также развитии педагогов-лидеров для проведения авторских тренингов для учителей и воспитателей других школ. Особый интерес вызвал предложенный школой №1279 «Эврика» подход к мотивации педагогов для их вовлечения в систему наставничества в сообществе педагогов межрайонного совета директоров №23 и внедрения в практику работы новых методик и технологий.

По инициативе участников клуба на площадке школы-лаборатории запланировано проведение тренинга для координаторов методических служб по обмену технологиями развития лидерства учителей и воспитателей, активизации работы педагогических коллективов по созданию новых методических разработок и построению системы наставничества в школе и межрайонном совете директоров.

 

Андрей ЗИНИН, директор школы №1279 «Эврика», председатель межрайонного совета директоров №23

Михаил БОРОДИНзаместитель директора школы №1279 «Эврика»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте