В 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника, коллективы московских школ получили новые возможности для обмена опытом, внедрения и тиражирования эффективных методик и образовательных технологий, поддержки талантливых учителей и воспитателей, готовых и желающих делиться с коллегами своими разработками и интересными идеями для обучения и воспитания детей.
В городской образовательной повестке события, посвященные развитию имиджа успешных педагогов, владеющих инФтересными приемами работы, привлекают множество инициативных опытных и начинающих специалистов, а в 2023 году в системе образования получили развитие и многие инициативы московских школ в области наставничества среди педагогов и обучающихся.
В педагогическом терминологическом словаре наставничество определяется как «процесс передачи опыта и знаний», а также как «форма взаимоотношений между учителем и учеником» (Педагогический терминологический словарь, https://pedagogical_dictionary.academic.ru/).
В отношении профессионального развития более точное определение наставничества предлагает словарь терминов по общей и социальной педагогике: наставничество «одна из форм передачи педагогического опыта», в ходе которой «педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагогамастера» (Словарь терминов по общей и социальной педагогике, https://social_pedagogy.academic.ru/).
Следуя этому пониманию роли наставников и результатов их деятельности, команда школы №1279 «Эврика» в январе 2023 года начала работу в режиме школылаборатории для разработки и тиражирования эффективных образовательных практик и новых образовательных решений в области обучения и воспитания с участием коллег из образовательных организаций межрайонного совета директоров №23.
Работа школылаборатории «Эврика» строится по нескольким направлениям, важным для развития образовательных программ школ и интеграции новых методических разработок в практику заинтересованных коллег.
На базе школылаборатории «Эврика» организуются еженедельные тренинги для педагогов образовательных организаций межрайонного совета директоров №23 для трансляции эффективных образовательных решений и практических разработок.
Тренинги для коллег из других образовательных организаций на площадке школылаборатории проводят методисты, учителя и воспитатели дошкольных групп «Эврики».
В 2023 году тренинги проводились для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных групп, а также смешанных команд педагогов дошкольного и начального образования по развитию преемственности содержания программ и образовательных технологий на разных уровнях общего образования.
Для вовлечения учителей и воспитателей в систему наставничества важны не только материальные стимулы или формальный статус. В развитии лидерства существенную роль играют восприятие педагога в качестве современного профессионала в коллективе школы и возможность получения публичного признания участниками тренингов и коллегами, использующими опубликованные в свободном доступе практические разработки педагога.
Для учителей начальных классов межрайонного совета директоров №23 проводятся тренинги по применению эффективных методик обучения, формированию естественно-научной и математической грамотности младших школьников, развитию у детей навыков проектной деятельности.
Участники встреч осваивают технологии проведения уроков-практикумов для качественного освоения различных учебных предметов, учатся использовать лабораторное учебное оборудование, которым оснащены кабинеты начальных классов. Это практические занятия в школьной естественно-научной лаборатории.
После вводной части с представлением справочных и рабочих материалов, которые участники смогут использовать на своих занятиях (определения нескольких ключевых понятий по теме практикума, схемы для объяснения детям механизмов протекания физических явлений, набор примеров из мира живой и неживой природы и т. д.), учителя выполняют практическую работу так, как они будут проводить аналогичное занятие со своими учащимися. В процессе практикума педагоги используют лабораторные наборы для начальных классов для наблюдений за погодой, изучения свойств магнитов, физических свойств звуковых волн, фильтрации жидкостей, наборы для изучения свойств воздуха, весовых измерений. Участники тренингов знакомятся с особенностями организации естественно-научных опытов и экспериментов, учатся составлять рабочие листы и алгоритмы проведения детских исследований.
В программе школы-лаборатории «Эврика» для воспитателей дошкольных групп тренинги по организации исследовательской деятельности дошкольников и проведению с детьми естественно-научных экспериментов.
Участники тренингов осваивают методику экспериментов по исследованию свойств природных объектов (агрегатные состояния воды, эффект магнетизма, вес предметов, свойства воздуха, природные явления, инструменты для наблюдения за природными явлениями и способы фиксации результатов экспериментов). После каждого тренинга воспитатели получают материалы для внедрения в свою практику представленной на занятии идеи или методики (по созданию вместе с дошкольниками измерительных приборов из подручных и природных материалов, проведению простых экспериментов с водой, льдом, воздухом, разработке научных игрушек, планированию образовательных прогулок). Темы тренингов синхронизированы с содержанием основных образовательных программ дошкольного образования и направлены на реализацию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
На тренинги по реализации преемственности содержания образовательных программ дошкольного и начального общего образования приглашались смешанные группы учителей начальных классов и воспитателей дошкольных групп из школ МСД №23. Встречи включали практическую часть – лабораторные работы, актуальные для формирования основы естественно-научной грамотности на уровне дошкольного образования, которые могут продолжать использовать учителя начальных классов и педагоги, работающие на следующих уровнях общего образования.
Всего с января по май на площадке школы-лаборатории состоялось 45 тренингов (более 760 участников) по таким темам, как:
– «Вода. Круговорот воды в природе»;
– «Формирование естественно-научной грамотности. Воздух. Свойства воздуха»;
– «Использование учебного оборудования при изучении основ математики. Счет в пределах десятка. Состав числа»;
– «Игровые приемы в обучении грамоте»;
– «Мастерская научной игрушки. Создание игрушки на основе реактивного свойства воздуха»;
– «Использование учебного оборудования при изучении основ математики. Математический квадрат»;
– «Игропрактикум для учителей начальных классов «Игра на перемене»;
– «Игропрактикум «Настольная игра -путешествие на бумаге»;
– «Игропрактикум «Создание настольной игры-ходилки «Путешествие Капельки»;
– «Использование учебного оборудования при изучении основ математики. Математические кораблики»;
– «Организация ритмических игр в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста».
Мы строили работу школы-лаборатории, решая несколько взаимосвязанных задач. Создали в школе возможность для представления педагогами используемых на практике эффективных приемов и методик. Так появились электронные сборники «Проверено практикой» и публикации педагогов-лидеров в школьном telegram-канале. Одновременно с этим мы запустили тренинги для коллег из других школ МСД №23 и взаимообучение учителей и воспитателей «Эврики» для тиражирования новых образовательных решений во всех зданиях школы.
Педагоги школы создают новые содержательные методические материалы для апробации и внедрения в школе №1279 «Эврика» (востребованные обучающимися и родителями программы внеурочной деятельности и дополнительные общеразвивающие программы, рекомендации по применению интересных приемов и современного оборудования на уроках, готовые разработки для практикумов в школьных лабораториях, рабочие материалы для организации игровых занятий и образовательных событий на разных уровнях общего образования).
В школе-лаборатории был разработан удобный современный формат тиражирования эффективных практик обучения и воспитания – электронные сборники «Проверено практикой», еженедельно публикуемые в открытом telegram-канале школы №1279 «Эврика» (https://t.me/s/evrika1279; более 1900 подписчиков).
В процесс разработки сборников активно включились не только учителя начальных классов и воспитатели, но и учителя, работающие на уровнях основного и среднего общего образования.
Педагоги основной и старшей школы представляют эффективные практики развития у обучающихся знаний и навыков, необходимых для успешного освоения программы, подготовки к сдаче ЕГЭ, развития математической грамотности и критического мышления, а также приемы обучения решению задач, формирования навыков проектной деятельности.
Сборники разработок педагогов школы-лаборатории публикуются в свободном доступе для учителей и воспитателей не только из МСД №23, но и из других образовательных организаций города, а также заинтересованных родителей, студентов педагогических вузов.
По итогам работы коллектива школы-лаборатории с января по май 2023 года было создано более 70 сборников «Проверено практикой» для педагогов всех уровней общего образования, в которых представлены зарекомендовавшие себя практики работы педагогов, в том числе:
– «3D-моделирование своими руками»;
– «Решение задач по типу ЕГЭ по математике»;
– «Занимательные опыты по топологии»;
– «Мир инфознаек (создание мультимедийных проектов в среде «ПервоЛого»)»;
– «Использование приема кодировки на уроках литературного чтения»;
– «Экспериментальная деятельность с растениями»;
– «Моделирование росы в классе (естественно-научный практикум)»;
– «Математические задачи на смекалку»;
– «Экспериментирование с замораживанием мыльных пузырей»;
– «Проведение физических экспериментов в школе и дома»;
– «Обучение младших школьников написанию писем на английском языке»;
– «Игры на переменах»;
– «Развитие пространственного мышления с использованием головоломки «Колумбово яйцо» и др.
В «Эврике» реализована модель взаимообучения педагогов для запуска новых программ дополнительного образования в сфере новых технологий.
В формате интенсивных краткосрочных тренингов проведено обучение 5 учителей начальных классов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Образовательная робототехника» с использованием набора Lego WeDo 2 (данные учителя раньше не проходили повышение квалификации по обучению школьников робототехнике). Обучение включало два этапа: экспресс-тренинг для знакомства с составом набора для конструирования роботов и инструкциями по сборке; обзор визуальной среды программирования и изучение готового набора проектных работ для занятий в течение полугодия. По итогам внутреннего обучения учителя начали проводить занятия по робототехнике и программированию с детьми своих классов по единому планированию, которое готовит детей к дальнейшему освоению языка Scratch и переходу к освоению соревновательной робототехники на уровне основного общего образования.
Для учеников 5‑8‑х классов в школе была открыта программа по робототехнике с программированием более сложных роботов на контроллере Lego EV3. Программа построена на содержании заданий Московской олимпиады по робототехнике для мотивации детей к участию в городских мероприятиях и проектах.
Также по итогам взаимообучения для учащихся 8‑10‑х классов организовано обучение аддитивным технологиям по программе «Инженерная графика» (школьники осваивают отечественное профессиональное программное обеспечение для инженерного моделирования «Компас-3D»).
В апреле в школе открыта лаборатория, в которой ученики 5‑11‑х классов знакомятся с технологиями 3D-моделирования и 3D-печати, правилами их эксплуатации, настройки и обслуживания. В здании старшей школы открыто 3D-кафе: любые желающие школьники могут прийти в лабораторию вместе с наставником – учителем информатики – и смоделировать нужные им объекты, чтобы распечатать на 3D-принтерах.
В лаборатории проводятся занятия в формате еженедельного клуба для заинтересованных учащихся, организуется обучение педагогов использованию оборудования для аддитивных технологий. Лаборатория доступна школьникам во время перемен. Вместе с учителем учащиеся могут прийти и распечатать заранее подготовленные или загруженные из Интернета модели.
В настоящий момент участники клуба освоили метод проектирования объектов в отечественной среде «Компас-3D», научились создавать и печатать комплектующие для принтеров, освоили технологию печати с применением разных видов пластика.
С апреля в клубе проводится обучение школьников созданию виртуальных анимированных сцен в свободно распространяемой среде разработки Blender.
Также в лаборатории проводятся современные уроки технологии, на которых ученики 7‑х классов осваивают мехатронику и создают из конструкторов модели мостов, техники, двигателей и других механических устройств, проводят испытания их устойчивости к нагрузкам.
Реализуемая модель неформальной популяризации освоения новых технологий и повышения мотивации учителей к внедрению их в практику может быть предложена для трансляции не только в рамках МСД №23, но и других образовательных организациях Москвы.
С февраля на площадке школы-лаборатории проводятся игропрактикумы – тренинги для обучения воспитателей и учителей начальных классов технологиям создания образовательных настольных игр. Участники игропрактикумов учатся разрабатывать игры, ориентированные на изучение и закрепление образовательного содержания. Участники встреч выбирают темы из образовательной программы, создают игровые поля, формулируют правила, продумывают комментарии педагога – ведущего игры, изготавливают игровые материалы для дальнейшего использования в своих образовательных организациях.
В 2023 году игропрактикумы были посвящены разработке игр с карточками (мемори, доббль) и созданию образовательных игр-бродилок.
– Вместе с участниками тренинга мы попробовали по-новому взглянуть на процесс и результаты образовательных настольных игр, а в итоге поняли: создавать новые игры для своих воспитанников гораздо полезнее и интереснее, чем использовать готовые наборы. Мы придумали несколько новых игр прямо во время игропрактикума, а одну из них под названием – «Играем круглый год» – изготовили вместе с родителями наших воспитанников и теперь играем в нее в дошкольных группах «Эврики», – поделилась старший методист Наталья Аниканова.
В апреле педагоги школы-лаборатории внедрили еще один новый формат для обмена эффективными практиками в «Эврике» – образовательные прогулки для учителей и воспитателей дошкольных групп, участники которых осваивают методику проведения с детьми наблюдений за живой природой и технологию проведения занятий на открытом воздухе.
По итогам участия в тренинге педагоги осваивают технологию проведения образовательных прогулок, получают готовые сценарии для исследования силы и направления ветра, измерения количества осадков, изучения флоры и фауны района, определения сторон света при помощи компаса и проведения других естественно-научных экспериментов вместе с детьми старшего дошкольного возраста и учащимися начальных классов.
– Дети проводят много времени в дошкольной группе или классе, поэтому обычно воспринимают здание школы как основное пространство для получения новых знаний. Чтобы ребята научились самостоятельно исследовать окружающий мир и изучать родной город, мы начали практиковать образовательные прогулки и делиться идеями по их проведению с участниками тренингов в школе-лаборатории, – рассказала старший методист «Эврики» Марина Ермакова. – На прогулках педагог не должен сам рассказывать детям о городской природе или истории района. Лучше взять с собой несколько пособий из исследовательского чемоданчика для начальных классов, задать вопросы о растениях, природных явлениях и предложить ребятам самим найти на них ответы.
В апреле был анонсирован лендинг школы-лаборатории «Эврика» (https://laboratory.moscow ), на котором размещаются все новые сборники «Проверено практикой». Доступна регистрация для участия в тренингах для педагогов МСД №23. Анонсируются новые образовательные решения, внедряемые в практику работы педагогов школы №1279 «Эврика».
Целевая аудитория онлайн-ресурса – учителя и воспитатели МСД №23, родители обучающихся, любые заинтересованные пользователи из других образовательных организаций Москвы. Пользователям доступны три раздела: «Проверено практикой» (разработки педагогов школы-лаборатории, представляющие эффективные приемы работы и технологии обучения и воспитания детей); «Тренинги» (ссылки на регистрации участников тренингов школы-лаборатории и информация о прошедших мероприятиях со ссылками на новостные материалы в telegram-канале школы); «Новинки» (описание новых образовательных решений, программ, технологий, форматов обучения, внедряемых в практику работы учителей и воспитателей школы №1279 «Эврика», предлагаемых для дальнейшей трансляции в рамках тренингов и методических разработок школы-лаборатории).
Промежуточные результаты деятельности школы-лаборатории представлены на встрече онлайн-клуба координаторов методических служб образовательных организаций Москвы. Участники встречи поддержали модель работы школы-лаборатории в МСД №23, основанную на взаимообучении для обмена эффективными приемами и практиками работы, а также развитии педагогов-лидеров для проведения авторских тренингов для учителей и воспитателей других школ. Особый интерес вызвал предложенный школой №1279 «Эврика» подход к мотивации педагогов для их вовлечения в систему наставничества в сообществе педагогов межрайонного совета директоров №23 и внедрения в практику работы новых методик и технологий.
По инициативе участников клуба на площадке школы-лаборатории запланировано проведение тренинга для координаторов методических служб по обмену технологиями развития лидерства учителей и воспитателей, активизации работы педагогических коллективов по созданию новых методических разработок и построению системы наставничества в школе и межрайонном совете директоров.
Андрей ЗИНИН, директор школы №1279 «Эврика», председатель межрайонного совета директоров №23
Михаил БОРОДИН, заместитель директора школы №1279 «Эврика»
Комментарии