Более 400 школьных библиотек станут мультимедийными – такова одна из задач, которые намерены решить до 2010 года руководители системы образования Тамбовской области. Более подробно о том, как и чем живут школьные компьютерщики, педагоги и другая «интернет-общественность», рассказывает начальник областного отдела по реализации проектов и программ Управления образования и науки Сергей КУЗНЕЦОВ.
– Сергей Владимирович, как на сегодняшний день выполняется программа информатизации?
– В нашем регионе действует областная целевая подпрограмма «Развитие единой образовательной информационной среды на 2008-2010 годы», ставшая логическим продолжением подобных программ, принимаемых с 2001 года. Общероссийская концепция информатизации образования предполагает смещение центра этой работы в регионы, поэтому в Тамбовской области были определены свои ориентиры информатизации образования, гармонично сочетающие интересы области с общероссийскими интересами в контексте мировых тенденций.
За два года в рамках ПНП «Образование» за счет средств федерального бюджета к Интернету подключены 675 образовательных учреждений, то есть план подключения выполнен на все сто процентов. Из областного бюджета на развитие технической основы современных информационных технологий за два года израсходовано 12,52 миллиона рублей. На один современный компьютер теперь приходится 20 учеников.
Развитие единого информационного пространства позволяет выстроить систему информационной поддержки принятия решений, формирования аналитической и статистической отчетности результатов деятельности на всех уровнях. За счет средств областного бюджета было закуплено 603 комплекта автоматизированных информационно-аналитических систем АРМ «Директор» (в 2007 году – 205 комплектов) и 30 комплектов «РОНО». В итоге этими системами обеспечены 100 процентов муниципальных органов управления образованием и 90 процентов общеобразовательных учреждений.
Помимо этого создано 15 компьютерных межрайонных ресурсных центров, учреждения образования получили более 450 комплектов высококачественных информационных ресурсов для организации учебного процесса. На базе двух муниципалитетов ведется апробация дистанционного обучения педагогов, и более двух тысяч учителей области уже прошли соответствующую подготовку по использованию ИКТ на уроках.
– Расскажите подробнее о том, какие изменения происходят в системе подготовки кадров.
– Повышение квалификации педагогов в области ИКТ осуществляет Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования на основе организационно-управленческих, процессуально-содержательных и технико-технологических решений.
В части, касающейся организации и управления, был взят курс на участие в проектах, направленных на повышение квалификации работников образования, – Microsoft «Академия учителей», Intel «Обучение для будущего», а также проект «Формирование сетевой школы управленческих кадров».
В 2007 году наряду с проблемными курсами по проектной методике происходило встраивание вариативных Pil-курсов Microsoft в образовательные программы ИПКРО.
Для повышения квалификации педагогических и руководящих работников использовались вариативные программы объемом 36 – 72 часа, при этом деление на целевые группы происходило на основе информационных потребностей и необходимости использования ИКТ в решении профессиональных задач.
Реализация нового учебного базисного плана потребовала готовности учителей начальных классов к преподаванию информатики младшим школьникам. В 2007 году в Тамбовском ИПКРО по программе «Информационные технологии в начальной школе» прошли переподготовку 42 учителя.
Всего же за прошлый год на базе института повысили свою квалификацию в области ИКТ полторы тысячи педагогов и управленцев системы образования. А с учетом работы методических ресурсных центров это количество ежегодно составляет более 2000 учителей.
Впервые в Тамбовском областном ИПКРО были организованы виртуальные конференции в режиме он-лайн на темы «Государственные стандарты второго поколения», «Организация учебных курсов Microsoft «Партнерство в образовании», «Формирование сетевой школы управленческих кадров общего образования».
– Как вы считаете, какое влияние оказывает современная «повальная» компьютеризация на самих учителей?
– Огромное. У них формируются новые компетенции, например, педагоги все более активно используют дополнительное цифровое видео-, фото-, аудиооборудование, интерактивные доски. Намного интереснее стали уроки, потому что учителя сами готовят презентации с использованием ЦОР и Интернета. В управлении учебным процессом тоже много новшеств – электронные журналы, базы данных учащихся, цифровые коллекции и так далее. Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет ему участвовать в ПНП «Образование», где одним из критериев является использование современных технологий в преподавании и в воспитательной работе.
– Сергей Владимирович, если говорить о планах на ближайшие годы, что нового ожидается?
– До конца 2008 года планируется создать сайты во всех школах области, а там, где они уже есть, обновить и оптимизировать их. Образовательное пространство школы должно стать открытым. Кстати, этому будет способствовать создание системы дистанционного обучения на базе межрайонных ресурсных центров. В области появится сеть медиатек, которая обеспечит оптимизацию библиотечного фонда и перевод его на цифровые носители, создание единой базы данных, внедрение новых технологий в систему информационного обслуживания, а также сделает доступными все виды информационных ресурсов для учащихся вне зависимости от места проживания.
В рамках реализации подпрограммы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2008-2010 годы» на территории области будет создан материально-технический, информационно-образовательный ресурс, включающий 20 ресурсных центров всех уровней и центров дистанционного образования, оснащенных современной техникой и каналами связи с Глобальной сетью «Интернет». Появятся 400 мультимедийных библиотек с учебными и познавательными материалами, позволяющими в известной степени компенсировать недостаток учебно-наглядных пособий. Будут работать 30 областных экспериментальных площадок по проблемам информатизации образования. Предусматривается переподготовка и обучение компьютерным технологиям не менее 4500 работников общего образования.
Комментарии