Дать конкурсный урок непросто. Тем более глубокой ночью, когда очень хочется спать. А тут еще жюри, пресса… Именно так рассудила учительница с Сахалина Елена Маркевич и прилетела на три дня раньше – адаптироваться.
Массовый заезд начался с раннего утра 4 октября: Кострома, Мурманск, Новосибирск и т.д. 60 участников – 60 регионов. Опытный глаз регистраторов сразу отметил большое количество багажа, коробок и ящиков, с которыми приезжали конкурсанты. Содержимое столь обширной поклажи проявилось достаточно быстро – через день на хобби-клубе. Участники конкурса, как факиры, извлекали из своих сумок картины, скульптуры, расписные покрывала, фольклорные наряды, гитары и магнитофоны. В результате обычное плановое мероприятие превратилось в невероятное шоу-маскарад. Видели бы дети своих и “чужих” учителей!
Являлись злые духи из легенд, мужчины купались в проруби (правда, только в видеозаписи), зрители дегустировали невесть откуда взявшуюся морошку, Шалва Амонашвили пил вино из хрустального рога. А еще состоялся дубль открытия конкурса в Колонном зале Дома союзов. Причем присутствовали на нем не менее великие личности. Вождь мирового пролетариата выдвинул лозунг “Кухарку – в “Учителя года”, Сталин, как всегда, двусмысленно шутил, а Горбачев дал урок современного русского языка, пообещав, что он “не позволит кому ни попадю становиться “Учителем года”. Искусство пародии наши учителя освоили в совершенстве.
Впрочем, это было через два дня после приезда. А первым событием конкурса стал вечер знакомств, где все участники представили себя и свои номинации: “Филологические науки”, “Искусство и культура”, “Начальные классы”, “Обществознание”, “Естественнонаучные дисциплины”. Затем, на следующий день, конкурсанты познакомились с местом проведения конкурсных уроков – школами Южного и Юго-Западного округов г.Москвы.
Далее, дабы жюри проще судилось на уроках, состоялась защита участниками педагогических концепций, на которых конкурсанты поведали, чего и, самое главное, как лучшие учителя России планируют добиться от детей. Ведь всего за 45 минут педагогу предстоит показать все, что он умеет.
И вот – день уроков. Сегодня, когда вы получите этот номер, 60 уроков будут даны. Российская педагогика обогатилась еще 60 образцами высокого педагогического творчества практически по всем направлениям: от обучения игры в бадминтон до приобщения к искусству в застенках. Да, именно такая тема была у самого старшего участника, 73-летнего учителя музыки из Сургута Александра Иванова, репрессированного еще при Сталине и реабилитированного только в 1991 году. А самая молодая участница, 22-летняя Юлия Шакшина, рассказывала третьеклассникам “Почему осень золотая”. А параллельно давали уроки Макаренко и Надежда Крупская. Конкурсанты именно с такими фамилиями есть среди финалистов.
Любопытно, что в этом году на “Учитель года России” попали девять преподавателей граждановедения. Еще в прошлом году не было ни одного. Но больше всего проблем возникло с участницей из Коми Надеждой Елфимовой, пожелавшей дать урок по обучению языку коми. В Москве не обнаружилось ни одной школы и ни одного класса, изучающих этот язык. Пришлось выделить ей одну из групп московского детского сада. Глядишь – и заговорят.
Итак, уроки даны. В среду будут известны имена пятнадцати победителей конкурса. Потом – пяти и, наконец, ЕГО – Учителя года России-96.
Юлия ПРЫТКОВА
Министр общего и профессионального образования Владимир Кинелев
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Мне выпала высокая честь открыть замечательный юбилейный конкурс.
Всякий раз, когда мы в памяти восстанавливаем прошедшие годы, рядом с самыми близкими для нас людьми, давшими нам жизнь, всегда стояли образы любимых учителей.
Именно учителя вместе с первыми буквами родного алфавита раскрыли чарующую прелесть русского языка. Именно они познакомили с великой историей нашего народа. Именно с учителями мы разделили первый восторг тех откровений, которые получали вместе с ними, знакомясь с совершенными образцами человеческой мысли и высочайшими откровениями человеческого ума.
Я хочу пожелать вам любви самых дорогих для вас людей – ваших учеников. Тех, кому вы отдаете частицу своего сердца. Тех, кого вы напутствуете в долгий, трудный путь. Путь потерь и приобретений, но от этого более привлекающий путь к знанию.
Сегодняший день очень символично совпадает с открытием конкурса. Хорошо, что он уже пятый. Вряд ли найдется еще такой конкурс, как наш, где учителя оценивают учителей, своих коллег. Я думаю, что как бы ни сложилась судьба у наших финалистов, они все победители, ибо достигли высшего признания своего профессионального труда – признания своих коллег. От всей души желаю всем успехов!
Я обьявляю конкурс “Учитель года” открытым и желаю успехов и побед.
Мэр Москвы Юрий Лужков
Дорогие друзья, когда встречаешься с таким большим количеством учителей, мы все начинаем испытывать волнение и смущение школьников.
Я хочу, как бывший школьник, не очень дисциплинированный, приносивший в свое время много огорчений и своим родителям, и учителям, и первой своей учительнице Нине Николаевне Синициной, поздравить вас с чудесным, самым нежным профессиональным праздником.
Я могу сказать, что мы, москвичи, эгоисты. Эгоисты в том, что мы хотели, хотим и будем того желать, чтобы эти конкурсы проходили в Москве. Ибо в них наше учительство узнает то лучшее, к чему все мы должны стремиться.
Я хочу сказать вам, уважаемые учителя, которые приехали к нам из других городов: мы постараемся, чтобы вы навсегда запомнили и этот праздник, и наш город. Но мы будем жестоки: возьмем у вас весь ваш опыт, все ваши знания и используем в нашей школьной работе в Москве.
Я уверен, что наше учительство пусть сегодня в очень трудных условиях, но силами своей души, своим желанием, своей гражданской ответственностью сделает все, чтобы задача подготовки нового человека в России решалась так, как этого требует наша жизнь.
Успеха вам в этом, а мы будем старательно вам помогать.
Ректор МГУ Виктор Садовни╖ий
Дорогие коллеги, сегодня наш праздник. Праздник учителей, праздник профессоров, работников высшей школы, поскольку мы все обречены на одну судьбу – все мы должны сделать будущее России лучше. И когда 1 сентября мне и нашим профессорам приходится заходить в аудитории, мы смотрим в лица ребят, мы смотрим в их глаза и видим, что в их подготовке огромную роль сыграла ваша работа.
Мне выпала честь быть председателем большого жюри вашего конкурса. Я обещаю быть справедливым, я просмотрю соответствующий раздел римского и греческого права, вспомню Фемиду. Обещаю честно выполнить свою роль, ибо за мной Московский университет, его двухсотпятидесятилетняя история, за мной высшая школа, за мной вы, учителя, за мной Россия.
Я желаю успеха участникам!
Главный редактор “Учительской газеты” Петр Положевец
Конкурс “Учитель года России” – любимый ребенок “Учительской газеты”, ее любимое дело.
Семь лет назад в своем интервью наш первый победитель сказал, что этот конкурс нужен не для того, чтобы продемонстрировать друг перед другом профессиональное превосходство, а для того, чтобы увидеть друг друга. Мы думаем, что нам вместе с вами это удается.
Сегодня утром в редакции нашей газеты раздался телефонный звонок победителя конкурса шестилетней давности, который живет сейчас в Минске. Живет очень трудно. Он чуть не плакал. Не потому, что который месяц не получает зарплату, а потому, что не может быть рядом с российскими учителями, приехавшими в Москву. Ибо этот конкурс стал самым главным событием в его педагогической жизни. Общение, которое рождается в ходе этого праздника, дает нам импульс, дает желание жить.
Я думаю, что наш конкурс существует еще и для того, чтобы все, кто занимает достаточно высокие позиции в нашем государстве и кого мы выбирали, помогли и поддержали учителей. Несомненно, что педагоги – это национальное богатство, которое намного дороже, чем вся нефть и газ. И, как всякое национальное богатство, учителя требуют заботы и поддержки.
Председатель ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Яковлев
Дорогие наши учителя, дорогие участники конкурса!
Да, сегодня много проблем. И даже в праздник, наверное, каждый из нас помнит, что многие школы России так и не начали новый учебный год. Мы помним, что многие из них не работают, потому что нет тепла, нет света. Губернаторы многих территорий даже не посчитали нужным обьяснить учителям, что происходит. Я считаю, что эти условия только подчеркивают настойчивость, уверенность учителя в завтрашнем дне. Учитель, находясь в очень трудных условиях, не признанный до конца обществом, тем не менее делает все, чтобы наша российская школа продолжала свое существование.
Официальные спонсоры конкурса “Учитель года России – 96”
Комментарии