Будущим летом Всероссийскому детскому центру «Орленок» исполняется полвека. Первую смену пионерский лагерь, расположенный в Краснодарском крае, принял в июле 1960 года. За это время «Орленок» стал не просто популярной базой отдыха для детей, но почти легендарным местом, где ребята-«орлята» завязывали дружбу на многие годы, а педагоги применяли особую технологию коллективно-творческого воспитания. В преддверии юбилея мы публикуем разработку, подаренную нашим читателям педагогическим коллективом ВДЦ «Орленок».
Цель игры: моделирование экстремальных факторов риска для просвещения, получения подростками знаний, умений и навыков по профилактике травматизма.
Предполагаемый результат:
– приобретение подростком собственного теоретического опыта поведения в непредвиденных травмоопасных ситуациях в детском лагере;
– приобретение подростком навыков анализа, обдумывания собственных действий в период рисков для здоровья;
– получение подростком необходимой информации по здоровьесберегающим технологиям.
Участники: воспитатель (ведущий), отряд или группа подростков.
Ход игры
Ведущий: Какую интересную и долгую жизнь предстоит прожить каждому из нас! Сколько удивительных открытий предстоит совершить, сколько сделать знакомств, как многого достигнуть. Но главное – не потерять в дороге то, что подарила нам природа, – собственное здоровье. Надо научиться беречь свои руки, ноги, голову, глаза, пальцы – в общем, все, что дает нам возможность бегать, прыгать, быть независимыми и свободными. Какой это ценный дар – здоровье и как он не оценен нами!
По статистике количество жертв несчастных случаев в быту в четыре раза превышает количество жертв криминогенных ситуаций. Налицо небрежность человека к собственному здоровью. Кажется, что человек может все, но, к сожалению, вернуть себе поломанные ноги, руки, спину иногда бывает невозможно. Права народная мудрость: ценить что-то мы начинаем только тогда, когда потеряем.
Я искренне желаю всем нам провести время нашей смены в «Орленке» интересно, осмысленно, полноценно. И не терять его, лежа с переломами на больничной койке. Давайте попробуем научиться беречь себя и окружающих нас людей!
Сегодня я предлагаю поиграть в сюжетно-ролевую игру, которая поможет вам ответить на вопрос: «Что делать, когда мы попадаем в травмоопасную ситуацию и с нами происходит несчастный случай?».
Опыт показывает, что в экстремальной (критической) ситуации человек чаще всего делает не то, что надо, а то, что он умеет. Поэтому думайте, учитесь, запоминайте.
Ситуация 1
По печальной статистике, самое большее количество травм происходит в лагере из-за выяснения отношений при помощи кулаков. Поэтому сейчас попробуем представить себе подобную ситуацию. Для этого мы разделимся с вами на две группы, встанем друг перед другом. Представьте себе, что вы очень обижены друг на друга. Изобразите это позой, соответствующей мимикой.
Задание А:
– Попробуйте решить проблему словесно, без помощи рук. Запомните, что остановило лично вас (слова, эмоции, «холодный ум», риск, чувство юмора…).
– Дайте друг другу советы, как избежать столкновения, которое может привести к травме.
Задание Б:
– Конфликта не удалось избежать: у одного из вас в результате падения произошел перелом руки (ноги, пальца…).
– Для условного обозначения зафиксируйте «поломанную конечность» бинтом, войдите в состояние больного, почувствуйте, как это больно. Расскажите о своих эмоциях, болях своему «обидчику».
– Поменяйтесь ролями. Повторите упражнение. Проговорите друг с другом: что вы испытали в роли «пострадавшего», в роли «победителя».
Общий анализ
– Какие чувства испытывали «пострадавший» и «победитель»?
– Что подтвердилось, что удивило, что заставило задуматься?
– Можно ли было избежать конфликта? Как?
– Дайте советы самому себе, друзьям.
– В «Узелке на память» запишите полезные советы себе на всю смену.
Ситуация 2
Наиболее частые травмы – спортивные. Что необходимо для здорового тела, если душа поет, требует простора, на улице светит солнце, перед вами свободная спортивная площадка и на глаза попался мяч?
Играем, делаем упражнения в парах с мячом (1-3 мин.).
Скажите, как себя чувствуете, какие ощущения в пальцах рук, ног? Все ли в порядке? Задумайтесь, что вы забыли сделать перед тем, как начать игру? Совершенно верно, разминку. А представьте себе, что перед игрой вы долго делали домашние письменные задания и ваши руки привыкли к этой работе, на другую, более подвижную, не успели перестроиться.
Анализ
– Спросите у своих пальцев, ног, рук, какие они испытывают неудобства, напряжение.
– Какие небольшие упражнения хотелось бы вам с ними провести?
– Поделитесь своими открытиями друг с другом.
– Давайте продемонстрируем друг другу придуманные комплексы разминки.
– В «Узелке на память» запишите наиболее полезные советы себе на всю смену.
Ситуация 3
Удивительная территория в «Орленке»: все рядом – горы, море, лес! Никогда не идешь только по прямой дороге: попадаются то пригорки, то лестницы, а какое же их множество: и в корпусе – мраморные, острые и скользкие, и на улице – острые, бетонные, плиточные! Без них не обойтись, но они могут быть как добрыми друзьями, так и опасными врагами для не обращающих на них внимания бегущих ребят.
1. Встаньте в пары, представьте себе, что спускаетесь по лестнице в корпусе. Возникают следующие ситуации:
А. Лестница только что помыта, скользкая, но вы торопитесь, и так хочется по ней пробежаться.
– Продемонстрируйте друг другу, как вы это делаете.
– Какая обувь у вас обычно на ногах, когда вы находитесь в корпусе?
– Дайте советы друг другу.
Б. Вы с отрядом торопитесь в столовую. Кроме вас по лестнице спускаются и другие отряды.
– Покажите, как вы это делаете, какие риски вас ожидают?
– Что обычно при этом происходит, как чувствуют себя ваши ноги, руки?
– Дайте советы друг другу.
В. На лестничной клетке темно (перегорела лампочка, кратковременное отключение электричества…).
– Как вы лично поднимаетесь или спускаетесь по лестнице?
– Как вы это делаете вместе с отрядом?
– Какие риски вас ожидают?
2. Поменяйтесь парами, представьте себе, что спускаетесь по лестнице на территории «Орленка». Возникают следующие ситуации:
А. Только что прошел дождь или он идет весь день. Вы торопитесь всем отрядом на дискотеку.
– Ваши действия. Какие риски вас ожидают?
– Какая обычно обувь у вас на ногах, когда вы идете на улицу, на дискотеку, как в ней ощущают себя ноги?
– Представьте, что произошло падение. Обыграйте роли пострадавшего, друга пострадавшего, взрослого рядом. Ваши действия?
– Обменяйтесь мнениями об эмоциях, действиях каждого персонажа.
Б. Вы идете по лестнице в одиночестве. Задумались или плохо себя чувствуете.
– Какие риски могут вас ожидать?
– Ваши действия при этом: как встаете, куда идете, к кому обращаетесь?
– Послушайте друг друга и дайте советы самому себе и друг другу.
В. На улице великолепная погода: солнце светит, птицы поют, цветы цветут, а вы с отрядом торопитесь на пляж.
– Могут ли вас при этом ожидать какие-либо риски? Почему?
– Удобно ли вам идти в пляжной обуви, какой она должна быть?
– Представьте, что произошло падение. Обыграйте роли пострадавшего, друга пострадавшего, взрослого рядом. Ваши действия.
– Обменяйтесь мнениями об эмоциях, действиях каждого персонажа.
– Все интересные, полезные советы запишите в «Узелке на память».
Ведущий: Итак, каждый из вас виртуально побывал в ситуациях риска для собственного здоровья и здоровья своих друзей. Ничто не ценится нами так дорого, как собственный печальный опыт. Пусть этот опыт будет только виртуальным, но останется с нами на всю жизнь как полезный навык. Он поможет нам сберечь свое здоровье.
Вернемся к «Узелкам на память» – это советы самим себе, которые вы собрали, когда находили выход из различных ситуаций.
Вариант «Узелка на память»
Дорогой друг!
К тебе обращаешься ты сам, пока ты жив, здоров и невредим. Ты хочешь оставаться таким как можно дольше. Для этого запомни основные простые правила жизни:
1. Ты не враг самому себе, поэтому умей беречь себя во всех ситуациях риска: в помещении, на улице, среди большого скопления людей.
2. Не вступай в конфликт с применением физической силы. Попробуй решить его мирным путем. Если не получается, защити себя, не нападая.
3. На лестницах будь внимательнее, ведь один неосторожный шаг – и ты сделаешь себе больно или получишь перелом.
4. Задумался – остановись. Ведь если идешь по неровной дороге или спускаешься по лестнице, можешь потерять равновесие и упасть.
5. Обувь на ногах должна быть удобной.
6. Для занятий спортом, прогулок, дискотек нужна разная обувь.
7. Перед спортивной игрой разомни свои ноги, руки, стопы, пальцы, шею и только потом начинай игру.
8. Не торопись, спеша куда-либо. Обидно терять здоровье из-за потери бдительности.
Если ты не забываешь эти правила и пользуешься ими, а лучше всего – автоматически их выполняешь, значит, твой отдых во Всероссийском детском центре «Орленок» пройдет увлекательно, полезно и без неприятных происшествий.
А для того чтобы ты, мой юный друг, помнил о советах самому себе, сделай себе напоминание в своем мобильном телефоне. Пусть каждый день с утра определенный звуковой сигнал напоминает тебе о такой простой и необходимой вещи: береги себя!
Аделина КИРЕЕВА, кандидат педагогических наук, методист учебно-методического центра
Фотографии взяты с сайта http://ars-r.narod.ru – «Место встречи тех, кто был в «Орленке»
Комментарии