Наш директор считает, что отпуск преподавателем нужен не для отдыха, а для подготовки к новому учебному году. Разве это справедливо?
Возможно, у директора весьма смутные представления об эмоциональном выгорании и болезнях, наступающих в связи с переутомлением или от длительной монотонной работы. Поэтому он не видит большой беды в том, чтобы работник трудился постоянно. Дайте возможность руководителю ознакомиться с научной информацией на эту тему. Кстати, ее можно найти в вузовских учебниках по психофизиологии. Так, чтобы педагог смог эффективно работать и дальше, ему нужно восстановить свои силы. Правильно организованный отдых поможет их вернуть. Никакому руководителю не захочется работать с измученным преподавателем с потухшим взглядом, ведь с ним невозможна плодотворная работа. Когда педагог понимает, что все надоело, он от всего устал, ухудшились отношения с коллегами, у него начинаются эмоциональные срывы. Организм посылает нам сигналы: «остановись, отдохни». Академик А. А. Ухтомский писал, что усталость является чутким натуральным предупредителем о начинающемся утомлении.Если педагог, несмотря на эти сигналы, долго не позволяет себе отдохнуть, наступает синдром психологического выгорания, когда обычный отдых уже не помогает, требуется длительное лечение. Иногда только тяжелая болезнь заставляет человека остановиться и подумать о ценности здоровья. Когда педагог говорит: «Мне некогда отдыхать» или «Не могу найти время для отдыха», чаще всего он не хочет его искать. Для трудоголиков заметим: только здоровый человек сможет долго и эффективно трудиться. Вместе с выгоранием наступает опасность для психического здоровья и жизни человека. Это подтверждено научными исследованиями.Рекомендуется отдыхать активно, а не пассивно. При этом важно не нагружать одни и те же функциональные системы организма, иначе можно не компенсировать утомление, а усилить его. Например, интеллектуальную нагрузку стоит чередовать с физической.В школах нашего района профсоюз и психологи работают отдельно. Как наладить совместную работу?Если психолог не идет в профсоюз, позовите его. Или сами придите к нему с реальной проблемой для получения консультации. В силу профессионального этического кодекса психолог может консультировать человека, обратившегося к нему за помощью, но не идти к клиенту самостоятельно. Иначе это будет выглядеть как вмешательство в личную жизнь и у контролирующего органа возникнет вопрос о профпригодности такого специалиста. Профсоюзный работник должен быть мотивирован на работу со сложной ситуацией. Лучше, если в этом ему помогут профессиональные знания психолога.Обратиться к специалисту означает не показать слабость («если я иду к психологу, значит, я не справляюсь сам»), а проявить силу, сделать первый шаг к решению проблемы («психолог поможет рассмотреть ситуацию, а я приму решение и буду нести ответственность за свой выбор»). Наших учителей тревожит неизвестность. Зачем нужно было изменять оплату труда педагогов? Что хорошего в базовом окладе и в стимулирующей части? Человека часто пугает неизвестность, которая может ассоциироваться с опасностью. Это вызывает стрессовое состояние, эмоциональное напряжение. Чтобы этого не произошло, внимательно прочитайте требования. Подумайте, что вы всегда делаете, а что предстоит сделать впервые. Жизнь не стоит на месте, мы постоянно развиваемся. В стимулирующей части заработной платы многим импонирует принцип справедливости, о которой так долго мечтал каждый, чья зарплата не зависела от количества сделанного. Можно было провести, к примеру, больше или меньше внеклассных мероприятий, а зарплата оставалась прежней. Все, что мы бы делали в любом случае, теперь будет заметнее и подлежит подсчету.В цивилизованном мире считается справедливым, если человеку платят за то, что он фактически сделал. Продавцы получают проценты с продаж. Работодателю это позволяет мотивировать сотрудников к более высоким результатам, а работнику – ощутить, что его наградили по заслугам. В торговых организациях, где идет фиксированная зарплата независимо от произведенного, труднее мотивировать человека. А тот постепенно снижает качество труда, ведь, сколько бы он ни сделал, цена за труд не меняется. Поэтому при одинаковой зарплате хорошо и отлично работают только специалисты с высоким уровнем внутренней мотивации, при котором человек мотивирует себя сам. Куда идти воспитателю, если закрылось дошкольное образовательное учреждение?Человеку, много лет проработавшему в образовании, бывает тяжело уйти из профессии. Он и так занимался малооплачиваемой работой, по сути, совершая подвиг для будущих поколений, а тут его лишили и этой возможности.Однако экономические и общественные условия меняются, и не всегда в лучшую сторону. Нам приходится приспосабливаться к другим условиям жизни. Психологическая и физиологическая адаптация вызывает стрессовое состояние, при котором одни люди замыкаются в себе или жалуются на обстоятельства, другие ищут выход, полагаясь лишь на себя. В таких условиях выигрывают те, кто ставит перед собой сложную, но вполне достижимую цель и прилагает силы к ее реализации. Даже в непростые 90-е годы люди, которые так и поступали, становились победителями.Если в сложившихся обстоятельствах невозможно вернуть потерянную работу, всегда можно продолжить заниматься любимым делом. Найдите свои ресурсы, вы же многое знаете. Почему бы вам с коллегами не объединиться для создания коммерческого дошкольного учреждения, детской студии? Человек, имеющий хоть один профессиональный или жизненный навык, всегда найдет чем заняться.Ведущая рубрики – Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук
Комментарии