search
main
0

Советы профессора БЕЗРУКИХ . Уже пять. Пора учиться?

«Нашему сыну сейчас пять лет, он уже умеет читать и писать. Думаем отдать его в школу, ведь в садике ему неинтересно. Кроме того, сейчас такой высокий ритм жизни, что хочется все успеть… Не вредно ли для здоровья ребенка, если он пойдет в первый класс в пять лет?»

Отвечу сразу на последний вопрос, а потом постараюсь объяснить свой ответ. Для пятилетнего ребенка школа с ее нагрузками, темпом занятий и жизни, системой требований непосильна. Умение читать и писать не облегчает нагрузки. Процесс школьного обучения – это напряженная ежедневная (вне зависимости от состояния ребенка и его желания) работа, сопровождающаяся не только интеллектуальным, но и эмоциональным, и физическим напряжением. Готов ли пятилетний ребенок ко всему комплексу этих нагрузок, сумеет ли сосредоточенно работать 4-5 уроков подряд, по силам ли будет ему 40-45-минутные уроки с частой сменой видов деятельности и необходимостью быстрого переключения с одного вида занятий на другой (почитали, пишем, списываем, разбираем правило и т.п.)? Даже если пятилетний ребенок (при хорошем настрое и большом желании) может все это выполнять время от времени, то длительно (целый учебный год) и систематично (каждый день) это практически невозможно, а значит, успех возможен только при постоянном напряжении и перенапряжении.

Легко объяснить, почему это происходит. Пятилетний ребенок в силу особенностей своего возрастного развития, развития мозга еще не в состоянии самостоятельно организовать свою деятельность. Он может лишь в течение очень короткого времени сохранять внимание и сосредоточенно работать. Дети этого возраста очень быстро устают и долго восстанавливаются. Именно эти особенности развития не позволяют ребенку заниматься без чрезмерного напряжения, даже если он усвоил навыки письма и чтения, даже если свободно чувствует себя в коллективе сверстников и спокойно общается с чужими взрослыми. Цена таких успехов, как правило, здоровье, причем резко ухудшается и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Главный аргумент взрослых «неинтересно» весьма спорен. Детская любознательность, ненасыщаемая познавательная потребность, свойственная 5-7-летним детям, позволяет сделать интересным все, чем занимается ребенок. Новый вариант игры с давно знакомой игрушкой может вызвать гораздо больший интерес, чем новая игрушка. Для уже читающего малыша знакомство с буквами в школе в новой ситуации, с новыми заданиями может оказаться не менее интересным, чем для тех, кто не читает. Школьная программа настолько интенсивна, а период обучения письму и чтению так непродолжителен (менее трех месяцев), что ребенок не успеет «заскучать». Нередко дети, по мнению родителей, хорошо подготовленные к школе, буквально с первых дней теряются и быстро начинают отставать от своих «нечитающих, непишущих сверстников».

Год до школы – это, пожалуй, единственная возможность, когда можно начинать обучение в музыкальной или художественной школе, когда можно удовлетворить желание ребенка заниматься танцами и хоккеем, мастерить мягкие игрушки или кораблики. В первом классе совмещать все «пробы» не будет ни времени, ни сил, а за год до школы можно выбрать то, что интересно и удается.

Не торопитесь отдавать ребенка в школу, сопоставьте его возможности, требования школы и учебные нагрузки (6-7 часов в день).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте