К разговору на эту тему меня подтолкнула фраза из письма бабушки: «От моего внука дочь и зять требуют только пятерок. Даже за четверки наказывают. В первом классе были только пятерки, а сейчас уже не получается».
Считается, что в школьной гонке с препятствиями побеждает лучший. Отличник – лучший? Или он просто более дисциплинирован, ответственен, может ограничить свои интересы и делать то, что надо.
Много лет назад моя дочь спросила меня: «Зачем быть отличником?» (Их должны были принять в пионеры, но первыми принимали только круглых отличников.) Я не знала, что ответить, и, как все родители, наверное, объясняла, что отличником быть почетно, потому что учеба – это ее работа, а работу нужно выполнять хорошо. «Хорошо – это не отлично, – резонно возразила мне дочь, – бывает же, человек старается, но у него не получается отлично». Я вспомнила об этом потому, что мы все чаще слышим о синдроме отличника, о человеке, который ценой собственного здоровья добивается того, чтобы все было только на «отлично», он не жалеет времени и сна, переживает из-за маленьких неудач, остро реагирует на малейшие замечания и обижается, если его не выделяют, не хвалят. Считается, что синдром отличника проявляется потом и во взрослой жизни как неудовлетворенность своими достижениями, работой, начальником, окружающими. Эти люди настроены только на успех, на успех любой ценой. Но так ведь в жизни не бывает. Еще сложнее, если отличник – начальник. Он всегда уверен в своей правоте, только он знает все лучше других, и никто не имеет права на ошибку.
Как бы нам, взрослым, ни хотелось, чтобы наш ребенок был лучше всех, стоит понять, что жизнь и учеба не могут быть подчинены пятеркам. Есть дети, которые хорошо и даже отлично учатся, не лишая себя радости творчества, занятий спортом, музыкой. У них вряд ли проявится этот синдром.
Требуя от детей «высоких достижений», следует учесть возможности ребенка, его склонности, способности, здоровье. Необходимо понимать, какой ценой даются успех и достижения.
Сверхусилия ребенка и жесткие меры, которые при этом предпринимают взрослые, порой дают неожиданные результаты. Я знаю девочку (теперь уже молодую женщину), которую лишали даже летнего отдыха. Ради пятерок с ней проходили почти все предметы следующего учебного года во время летних каникул. Пожалуй, единственное, чему она научилась – это зубрить. Она окончила два вуза, но так и не нашла себя.
И еще: попробуем понять, что учеба – это труд, но не каторжный.
Пятерка в школе – не гарантия успешности в работе, в жизни. Кроме большого объема знаний, которыми почти всегда обладает отличник, необходимо умение использовать эти знания, необходима способность к критическому анализу, свобода мышления, отсутствие догматизма в представлениях и многое другое. Нередко в ситуации, когда учеба «любой ценой», ребенок теряет способность не зависеть от оценок, он боится риска, ошибки, неудачи. И растет закомплексованный, неуверенный и неудовлетворенный собой человек.
Безусловно, не все отличники – зубрилы и неудачники. Есть много достойных и успешных людей с отличными аттестатами, но разговор не о них, а о тех, для кого пятерки становятся главной и единственной целью, а поддерживают и стимулируют это взрослые, используя при этом и кнут и пряник. Стоит ли? Учеба, конечно, труд, но ежедневный и многолетний учебный труд не должен быть каторжным.
Комментарии