Дети не любят кардинальных изменений в их жизни, но они случаются, и наиболее типичная ситуация – «новая школа – новый класс – новый коллектив». Считается, что младшим школьникам такая перемена дается проще, а сложнее всего -старшеклассникам. Малышам тоже нелегко, но их коллектив только складывается, а отношение друг к другу во многом зависит от отношения учителя. Примет учитель – скорее всего примут и дети.
Труднее всего пятиклассникам, и для них эта ситуация типична. В пятом – почти, как в первом: все заново – учителя, одноклассники, требования, отношения. Легче тем, кто приходит в пятый со своей группой.
У старшеклассников – свои проблемы, они сформировались в своем коллективе с определенными ценностями, отношениями, связями. Хорошо, если ценности новичка и нового коллектива совпадут. А если нет?
В прошлом году дочь моей коллеги, восьмиклассница, перешла в новую школу. Она хорошо училась, занималась спортом, танцами, была очень общительной и активной. Никто не ожидал проблем, но основная группа в классе ее не приняла. Родители считали, что дочь как-то не так себя повела и должна сама наладить отношения.
В этой ситуации проявились два типичных заблуждения родителей:
1. Общительный и активный ребенок не должен испытывать трудности в новом коллективе, проблемы могут быть лишь у застенчивых, необщительных детей.
2. Ребенок может и должен сам решать все проблемы, возникающие в новом коллективе. Взрослые не должны вмешиваться.
Ошибочная позиция. У ребенка нет опыта решения подобных проблем, а эта первая неудача может стать основой подобных проблем в будущем. Ему необходима поддержка и помощь взрослых: и родителей, и педагога.
В заключение три коротких совета родителям:
1. Подготовьте ребенка к первой встрече с новыми одноклассниками, попробуйте проиграть встречу, знакомство, реакцию и т.п.
2. Не делайте трагедии из первой неудачи, все обсудите с ребенком и обязательно вместе с учителем (классным руководителем).
3. Не обвиняйте в неудаче ребенка. Это осложнит ситуацию. Постарайтесь помочь ему изменить ситуацию.
И один совет – педагогу:
Познакомьте новичка с классом, скажите о нем несколько добрых слов, уделите ему внимание.
Комментарии