Прошла первая учебная неделя. Многие педагоги и родители считают, что для адаптации к школе этого времени вполне достаточно. Однако не все дети бодро вскакивают по утрам, не все работают «в полную силу», не все внимательны и активны. «Недели две для адаптации в школе достаточно» – главное заблуждение взрослых. Непонимание того, что процесс адаптации напряжен, сложен и длителен, объясняет их нетерпение и недовольство тем, что ребенок еще медленно работает, еще не успевает распределить свое время и «вписаться» в жесткий режим школьной жизни. Принято считать, что адаптация в школе сложна только для первоклассников. Это не так, первый месяц нового учебного года труден для учеников в любом возрасте и классе. Но наиболее напряжен и длителен процесс приспособления к школе для первоклассников. Это связано с тем, что в жизни ребенка изменяется все. Это не только новые контакты, новые условия, новые требования (особенно для тех детей, которые не ходили в детский сад, а росли дома с няней, мамой или бабушкой), но и принципиально новый вид деятельности – учеба. У дошкольников нет опыта такой ежедневной и многочасовой работы.
Есть еще одна причина, из-за которой адаптация первоклассников сложна и длительна – настрой детей только на успех, дружбу со сверстниками, положительное отношение учителя. Увы, так бывает далеко не всегда, и в первые же недели негативный опыт общения со сверстниками или педагогом могут вызвать разочарование, нежелание ходить в школу. Адаптация обычно продолжается 1,5-2 месяца, и если в этот период взрослые замечают какие-то изменения в состоянии и поведении ребенка (не свойственную ему возбудимость или, наоборот, замкнутость, сонливость, нарушение сна или апатию), не стоит волноваться, но нельзя не обращать внимания на жалобы ребенка. Если ситуация не нормализуется, состояние ухудшается, необходимо проанализировать режим (не много ли дополнительных нагрузок, есть ли время для отдыха) и обязательно разобраться в школьной ситуации.
Не менее сложен период адаптации в начале учебного года для пятиклассников. Он продолжается не менее месяца. Для большинства из них это новая школа, новый коллектив, новые учителя, новые требования. Еще раз напоминаю, что первый месяц учебы труден для школьников любого возраста, и это необходимо учесть при планировании нагрузки, программы контрольных.
Нарушения адаптации иногда не очень заметны, но более внимательное отношение к детям позволяет предотвратить срыв адаптации. Какие показатели являются признаками нарушения адаптации? Что должно привлечь внимание родителей?
резкое ухудшение состояния: жалобы на головные боли, боли в животе, усталость;
снижение аппетита;
вялость, расторможенность или, наоборот, гиперактивность, возбуждение, многоречивость;
возбуждение перед сном, трудное засыпание, беспокойный сон;
нарушение внимания;
запинки в речи;
резкое ухудшение почерка, появление ошибок;
навязчивые движения, тики;
страхи;
консерватизм;
нежелание идти в школу.
Не спешите винить ребенка в неудачах, будьте внимательны к жалобам ребенка, обязательно обращайте внимание на резкое изменение поведения и состояния.
От редакции
Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».
Комментарии