Новая школа… новый коллектив, новые учителя. Не всегда ребенку удается без проблем пережить изменение ситуации. «…Мы недавно переехали в другой район, пришлось перевести дочку из одной школы в другую. Девочка стала хуже учиться, стала замкнутой. Мы попытались поговорить с классным руководителем, та обещала помочь, но мы чувствуем, что ребенок по-прежнему страдает. Посоветуйте, что делать».
Первое, что должны понять родители, – ребенку мы обязаны помочь. И значит, нужно использовать все варианты, во-первых, для того, чтобы понять ситуацию (что сложно, в чем проблемы, что не нравится, отчего тревожится ребенок и т.п.), а во-вторых, для того, чтобы самим оказать поддержку. В том случае, который мы обсуждаем, родители надеются на помощь учителя. Но знают ли, какая помощь и в чем необходима? Как разобраться с ситуацией?
Увы, нередко бывает так: «Мы очень переживаем, но что мы можем сделать? Это же все происходит в школе». Главное, в чем должен быть уверен ребенок, – вы поймете его, поддержите, будете на его стороне. Если у него нет в этом сомнений, то скрывать нечего и таиться незачем. Однако разобраться в ситуации, не разговаривая, не обсуждая проблему с ребенком, невозможно. Но очень часто взрослые активно сталкиваются с сопротивлением, с нежеланием обсуждать проблему. Возможно, у ребенка уже есть негативный опыт такого обсуждения с реакцией взрослых: «сам виноват», «не вижу проблемы» или «ты уже взрослый, эти проблемы должен пытаться решать сам». Возможно, такая закрытость – реакция на попытку самостоятельно решить проблему, но, может быть, это уже попытка изменить ситуацию…
В любом случае, если ситуация остается неясной, а ребенок страдает, следует найти удобный момент для разговора (лучше, если это будет кто-то из членов семьи, кто наиболее близок с ребенком). Но при этом важно не торопиться получить ответ сразу на все вопросы, не обижаться, вытягивая по словечку, не прекращать разговор на полуслове – «не хочешь, как хочешь». Часто нужен не один разговор по душам, а несколько, из которых по крупице будет выстраиваться картина.
Иногда подросток не может четко сформулировать, что его угнетает, что не нравится, почему ему тревожно или некомфортно в новом коллективе, почему затруднено взаимодействие с учителем. Не стоит забывать и об особенностях подросткового возраста – неустойчивость состояния и настроения, желание отстраниться от взрослых, поиск себя, своего места в жизни, своих отношений с окружающими, сопротивление тотальному контролю и опеке и т.п. Приход в новый коллектив в этом возрасте может быть осложнен этими возрастными особенностями, затрудняющими включение в новое сообщество.
А причины могут быть самыми разными – от резкого голоса педагога, или очень быстрого темпа его речи, деятельности, непривычных и трудных для ребенка, до неприкрытого раздражения, выплескивающегося сразу на всех детей. Такая ситуация – стресс для всех, кто общается с этим педагогом, но для «новенького» она может быть непереносимой.
Прошло уже много лет, но не могу забыть девочку – ученицу 4-го класса английской спецшколы. В этой школе она училась всего 3 месяца), а впереди были экзамены. И сама девочка, и ее мама были уверены, что экзамены невозможно сдать, т.к. девочка не просто боится учительницу, она буквально застывает под ее взглядом, не может выговорить ни слова. Важно отметить, что и на лице мамы при рассказе о ситуации было выражение тревоги и неуверенности. А это означало, что ребенку на поддержку мамы невозможно было надеяться. Ситуация оказалась непростой, но разрешимой. Выяснилось, что застывший взгляд ребенка и кривившийся от напряжения рот учительница воспринимала как «наглядную насмешку» – «слова сказать толком не может, а смотрит прямо в глаза и ухмыляется». Тревожность мамы только усиливала тревожность девочки. Выход оказался неожиданно простым: учительнице объяснили, что гримаса – от страха, а не от наглости, а ребенка научили, отвечая, смотреть не в глаза учителю, а в тетрадь и думать о чем-нибудь приятном.
Я привела этот пример для того, чтобы еще раз показать – причины возникновения дискомфорта у «новенького» могут быть самыми разными, а пустяковые на первый взгляд «мелочи» могут таить в себе серьезные проблемы.
Совсем не редкость, когда подростка – «новенького» не принимает сложившийся коллектив. В этом случае задача учителя (классного руководителя) – найти какое-то общее дело для новенького и лидера коллектива. У родителей может быть другой путь – более активное включение в жизнь класса вместе с ребенком, инициатива совместного похода, конкурса, соревнований, дискотеки (вариантов десятки).
Еще раз о тактике родителей.
Обсудите проблему с ребенком, постарайтесь найти причину негативных эмоций. При этом ребенок не должен чувствовать вашей растерянности, неуверенности.
Обсудите проблему с классным руководителем или определенным учителем (учителями) спокойно, доброжелательно, без обвинений, без «должны», «это ваша работа» и т.п. «Мне хотелось бы вместе с вами найти выход из этой ситуации», – вполне корректная формула.
Не ждите, что проблема разрешится сама собой, не оставляйте ребенка без поддержки, ему (в любом возрасте) необходима опора и поддержка, уверенность, что его любят.
От редакции
Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».
Комментарии