search
main
0

Советы профессора БЕЗРУКИХ . Как вырастить творческого человека

Всем нам, и учителям и родителям, хочется, чтобы дети были активными, творческими, чтобы не потеряли любопытство и любознательность, могли мыслить самостоятельно. Мы знаем, с какой быстротой ребенок от рождения до трех лет осваивает речь, движения, новые действия, общение.

Почему исчезает ненасыщаемая познавательная активность? Почему эти качества исчезают или остаются у немногих? Почему уже в первые школьные годы теряется интерес, любопытство, исследовательская активность? Причем чем раньше начинаются систематические занятия, тем раньше это происходит.

Есть несколько причин, из-за которых мы теряем творческие способности детей. Одни связаны с организацией учебного процесса, другие – с отношением к детям, к их успехам и неудачам.

Во-первых, это жесткая алгоритмизация всех учебных действий и использование в качестве метода обучения принципа механического копирования, лозунг которого «Делай, как я!». Далее – это система репродуктивного знания, в основе которой убеждения, низший уровень анализа и понимания и почти полное отсутствие навыков практического использования знаний. И конечно, чрезвычайно высокая интенсификация учебного процесса, не оставляющая просто времени на размышление, а без этого творческая активность невозможна.

Не менее важно в формировании творческой активности отношение педагога, да и родителей к ребенку:

– творчество невозможно без интеллектуальной раскованности (не свободы, а именно раскованности), т.е. права на ошибку, за которую никто не поставит плохую оценку, не будет ругать, стыдить;

– творчество невозможно, если человек (особенно ребенок) боится оказаться смешным, глупым и нелепым («не пори глупостей»);

– творчество – это и право ребенка на свои интересы, свой выбор пути в жизни. Свое отношение к окружающему.

Белая ворона

Они живут среди нас – «не такие, как все» – очкарики и леворукие, талантливые и неспособные, темнокожие и прихрамывающие, отверженным, белой вороной может стать любой. А значит быть поводом для насмешек и издевательств, отторжения, исключения из своего круга.

Я до сих пор помню (а прошло уже много лет) испуганный взгляд и гримасу страдания на лице 11-летней девочки, которую случайно спасли от суицида. Она действительно была белой вороной: белесые брови и ресницы, пепельно-белые волосы и сильно краснеющие при волнении лицо и шея, и руки. Ее звали Альбиной, но кто-то еще в первом классе назвал ее «крыса-альбиноска», и с этого начались ее страдания. Сначала она жаловалась дома, а мама просила учительницу что-то сделать. Но ничего не менялось. Над ней подшучивали, ее дразнили, и она словно перестала реагировать, боялась выйти к доске, старалась найти любой повод, чтобы не ходить в школу. От отчаяния и безнадежности она замкнулась, училась еле-еле, старалась быть незаметной. Она жила в окружении взрослых, но одна со своей болью и страхами.

Говорят, что не произошло ничего особенного, когда она решила уйти из жизни. Что было последней каплей? Очередная насмешка, привычное замечание учителя или равнодушие мамы: «все у тебя не как у людей»? В чем ошибка взрослых? Почему дети становятся отверженными?

1. Никто не принял во внимание жалобы и не захотел или не сумел помочь.

2. Задача взрослых объяснить не похожему на других ребенку, что его непохожесть, его особенности не беда, а чудо.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте