Отвечая на просьбы читателей, мы начали разговор о том, как организовать занятия с дошкольниками. Хотелось бы выделить еще один вопрос: как определить, что по силам ребенку, а что еще нет, что дается легко, спокойно, а что требует чрезмерных усилий, и в результате ребенок и взрослый огорчаются, нервничают, недовольны друг другом. Очень важно уметь наблюдать за поведением и действиями ребенка, для того чтобы понять, как он себя ведет, что его интересует, что ему нравится и не нравится, как он говорит, какие вопросы задает, что просит, какие игры предпочитает, умеет ли играть сам или ему необходим постоянный контроль взрослых. Смотреть и видеть, слушать и слышать совсем не одно и то же. Нередко родители (воспитатели) не слышат явных дефектов речи, не могут определить характерные нарушения внимания, не замечают скованности движений ребенка, не представляют, чем вызвано его «нежелание» рисовать и т.д. Для того чтобы наблюдение не оказывалось бесполезным и неэффективным, его нужно правильно организовать:
1. Следует точно определить цель наблюдения – что именно вы намереваетесь выяснить, какие умения и аспекты развития ребенка (сегодня, в течение нескольких дней, недель). Например, если вы хотите выяснить, как развита речь малыша, необходимо наблюдать за тем, что и как он говорит в различных ситуациях.
2. Необходимо вести записи во время наблюдения (безусловно, ребенок не должен видеть, что взрослый внимательно наблюдает за ним), а после наблюдения анализировать его результаты, плюсы и минусы в развитии того или иного умения или личностного качества ребенка.
3. Необходимы повторные наблюдения за поведением ребенка в одних и тех же ситуациях. Это нужно для того, чтобы установить, насколько типичны те или иные проявления, понять, что (или кто) осложняет, ухудшает деятельность ребенка, а что (или кто), наоборот, улучшает.
4. Не следует сразу оценивать действия ребенка, целесообразнее описать ситуацию, фиксировать наблюдаемое. Например, ребенка трудно заинтересовать рисованием, рисует он неохотно, «не получается». Заметки типа «плохо рисует» малоинформативны, важны уточняющие, конкретные детали: «отказывается, приходится уговаривать, неловко держит карандаш (ручку), очень сильно сжимает карандаш, рука быстро устает, штрихи неровные» и т.п.
Результаты наблюдений позволят определить проблемы, а значит, и направление особого внимания взрослых к процессу и организации занятий. Например, если выясняется, что ребенок очень долго включается в любую деятельность, но мгновенно отвлекается, нужно дать ему возможность настроиться на предстоящее занятие. В этом поможет специальный «ритуал» подготовки – раскладывание необходимых предметов, заточка карандашей, проговаривание задания, плана работы и т.д. Занятия с детьми, отличающимися еще неустойчивым вниманием, должны быть очень короткими – несколько минут для выполнения несложного задания, затем перерыв и следующее задание. Заметим, что короткие (10-15 минут) регулярные занятия более эффективны, чем продолжительные, но проводимые «время от времени».
5. В процессе наблюдения важно зафиксировать поведение ребенка в случае затруднения. Это облегчит поиск способов общения с ребенком, позволит определить тактику и характер помощи, варианты поддержки.
Продолжение следует
Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».
Комментарии