Контрольные не любят, их боятся. Страх не выполнить задание заставляет ребенка нервничать задолго до контрольной. «У меня не получится, опять будет двойка, сколько ни учи, – рассказывает мне пятиклассник Сережа. – У меня всегда так, словно мозги кто-то отключает».
Почему результаты контрольных у многих детей хуже, чем их реальные знания? Почему на контрольной забывается даже то, что ребенок хорошо знает?
Первой и главной причиной неудач на контрольных является ожидание неудачи, страх перед плохой оценкой и наказанием.
Однако и родители, и педагоги часто не видят причин для такого страха. «Я никак особенно не наказываю Сережу за двойки на контрольных, – рассказывает мне его мама. – Ну, конечно, высказываю свое недовольство. Правда, папа на него очень сердится, бывает, и наказывает. Но ведь нужно что-то делать». (Но ведь нельзя не реагировать.)
На мой вопрос «Как вы разбираете результаты контрольных в классе?» Сережа рассказывает: «Как обычно, сначала говорят оценки, а потом плохие контрольные вывешивают на доске». – «Зачем?» – «Ну не знаю, наверное, чтобы все видели, чтобы было стыдно». «А кто помогает справиться с проблемами?» – спрашиваю я Сережу. – «Да никто, я ведь и так все знаю, только на контрольной забывается».
В рассказе Сережи и его мамы можно выделить типичные ошибки взрослых.
1. Упреки и наказания родителей усиливают тревогу, страх перед ожидаемой неудачей.
При подобных неудачах недовольство, наказания только усиливают тревогу, а без поддержки родителей справиться с ситуацией дети не могут.
2. Учитель не имеет права унижать ребенка, испытывающего неудачу.
Практика разбора плохих контрольных при всех, демонстрация неудач унижают ребенка, ставят его в неловкое положение перед сверстниками, становятся дополнительной причиной страха, создают ощущение собственной неполноценности.
Что же делать в таких случаях?
1. Родителям и учителям необходимо вместе обсудить ситуацию и найти возможность помочь ребенку.
2. Не стоит акцентировать внимание: «У тебя завтра контрольная, будь внимателен, постарайся». А вечером перед контрольной не следует усиленно заниматься.
3. И ни в коем случае не напоминать о предыдущих неудачах.
Комментарии