На мой взгляд, домашнее обучение – это один из вариантов индивидуального обучения для тех детей, которые по ряду причин, как правило, это болезнь, не могут ходить в школу. Школьные нагрузки нелегки и для взрослого ребенка, а для тяжелобольного они порой просто невыносимы. Причем нагрузкой является не столько сама учеба, сколько время пребывания в школе: большой коллектив детей, система обучения, когда работают не с самим ребенком, а со всеми детьми сразу, высокий темп занятий. С больным ребенком так работать нельзя. Поэтому я бы выделила следующие плюсы домашнего обучения: индивидуальный план и индивидуальный темп обучения, в котором может работать ребенок; индивидуальные нагрузки, которые можно легко дозировать не только в течение дня, но и всю неделю; если ребенок плохо чувствует себя, можно не заниматься несколько дней. Индивидуальная работа с ребенком позволяет учесть и его работоспособность, и его утомляемость, и его особенности. Кроме того, это возможность рациональной организации режима дня.
Таким детям нужно больше отдыхать, больше быть на воздухе. Им нужно организовать тот режим, который им по силам. Например, сократить продолжительность каждого занятия и увеличить перерывы (перемены): 20 минут занятий и полчаса перерыв, еще 20 минут занятий и так далее. А если говорить о минусах, то главный – отсутствие общения со сверстниками или ограничение такого общения. Но это не непреодолимое препятствие. Ребенок может встречаться со сверстниками не только в школе. Главное, чтобы такое общение было. Хотя в последние годы появились школы, где дети, находящиеся на домашнем обучении, несколько раз в неделю приходят в школу на занятия музыкой, рисованием, в театральной студии, кружках. Это снимает минусы домашнего обучения. По-видимому, варианты домашнего обучения будут расширяться. Я полагаю, что появление компьютеров в семьях, возможность дистантного обучения как раз будет одним из вариантов развития домашнего обучения. И я вижу в этом большой плюс для детей, которые по каким-то причинам не могут ходить каждый день в школу.
Ко мне часто обращаются с вопросом: если домашнее обучение рассматривать не как вариант определенной разгрузки, а, наоборот, как вариант дополнительной нагрузки? Считается, что в индивидуальных занятиях можно быстрее пройти весь учебный материал и дать много дополнительного. Некоторые родители за два года проходят с ребенком весь материал начальной школы, и ребенок «экономит» два года. Хорошо ли это?
В последние годы я достаточно часто сталкиваюсь с детьми, которые в 9 лет становятся пятиклассниками. Пройти программу начальной школы за 2 года можно, но я хочу подчеркнуть слово «пройти». Ребенку необходимо определенное время для того, чтобы сформировались и закрепились навыки письма, чтения, счета. Подобная гонка не дает возможности порассуждать, подумать, развить творческие способности. Кроме того, 9-летний ребенок функционально и психологически не готов к нагрузкам и требованиям, которые предъявляются к пятиклассникам, и именно в пятом классе (часто совершенно неожиданно для родителей) появляются трудности с письмом, чтением, организацией деятельности. В опыте моей работы есть несколько случаев, когда обучение в 5-м классе растягивали на два года из-за этих проблем. Думаю, что подобный вариант домашнего обучения нецелесообразен. Ребенок должен расти вместе со сверстниками, учиться всему в свое время, иметь возможность заниматься любимым делом, иметь время и возможность найти свой интерес.
Комментарии