С сегодняшнего дня в «УГ» появляется новая рубрика «Советы профессора БЕЗРУКИХ». Это наш ответ на многочисленные звонки и письма, приходящие в редакцию. «Мой ребенок не читает, помогите», – буквально молит бабушка внука. «Как правильно спланировать время каникул? – спрашивает по телефону наша постоянная читательница, мама неугомонного семиклашки. – Хочется, чтобы ребенок не только сидел возле телевизора и компьютера, но и с пользой проводил время». Разумеется, на такие вопросы компетентный ответ дать может только специалист. Поэтому мы попросили отвечать на вопросы учителей и родителей доктора биологических наук, профессора, академика РАО, директора Института возрастной физиологии Марьяну Михайловну БЕЗРУКИХ. Уважаемые читатели «УГ», если у вас есть вопросы, присылайте их в редакцию, мы передадим их Марьяне Михайловне, а ответы на них вы сможете прочитать в рубрике «Советы профессора БЕЗРУКИХ».
Как учить уроки
«Домашние задания – самая большая наша проблема, – рассказывает мне мама первоклассника Сережи. – Мы сидим за уроками порой до десяти вечера, бывает, по три раза переписываем. А иногда плачем вместе – я от бессилия, Сережа – от усталости, но каждый день все начинается сначала».
Попробуем разобраться, какие ошибки взрослых наиболее типичны и отчего они возникают.
Уроки в начальной школе ребенок может делать только под присмотром взрослых.
Действительно, первокласснику сложно выполнить все задания. Ему нужны помощь, подсказка, дополнительное объяснение. Но это не значит, что нужно сидеть над душой и следить за каждым движением ручки. Контролируя все, вы снимаете ответственность с ребенка, поэтому и в 5-м, и в 6-м классах дети часто не хотят делать уроки без взрослых, не решаются сами отвечать за результаты своей работы.
Сразу изменить ситуацию нельзя. Попробуйте первое время все объяснить и заняться своим делом, постепенно доверяя приготовление уроков самому ребенку. Даже если все не будет получаться так, как вам хочется, наберитесь терпения. Перед уроками лучше не разгуливаться. После школы можно 1,5 – 2 часа отдохнуть – и за уроки.
Лучшее время для выполнения домашнего задания – с 15 до 17-18 часов. Занятия по вечерам малоэффективны.
Начинать выполнение задания следует с самого трудного.
Это одно из типичных заблуждений и детей, и взрослых. Наоборот, первое задание должно быть знакомым, выполнимым. Это позволяет лучше включиться в работу, почувствовать успех, поверить в свои силы, и тогда следующее трудное задание не станет непреодолимым препятствием.
Пока не сделает все задания, из-за стола не встанет.
Выполнить все задания в один присест ни первоклассник, ни десятиклассник не в состоянии. Малышам необходим перерыв через каждые 15-20 минут. Старшеклассникам – через 30 – 40 минут. 5-10 минут отдыха для того, чтобы расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада.
И еще:
1. Уроки лучше учить в спокойной обстановке, поэтому отключите телевизор, радио, уберите в другую комнату собаку, других детей, это поможет вашему ученику сконцентрироваться.
2. Не стоит готовить уроки сначала на черновике, а потом переписывать. Это не дает положительного результата, но создает дополнительное утомление.
3. Старайтесь не ругать ребенка за неудачи, неумелость, лучше найдите, за что похвалить.
Комментарии