search
main
0

Советы профессора БЕЗРУКИХ

К нам в редакцию начали приходить первые вопросы наших читателей. «Мой сын учится в 1-м классе, – пишет калужанка Елена Михайловна. – Ему и в начале года было очень сложно учиться, а в декабре стало еще труднее. Ну а сейчас он никак не войдет «в колею» после каникул. Расскажите, пожалуйста, какие периоды обучения в 1-м классе самые сложные?»

Комментарий «УГ»Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы к Марьяне Михайловне Безруких, присылайте их по электронной почте ug@ug.ru или по адресу: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр.1 в редакцию «УГ».

Переход от дошкольного возраста к учебе – это чрезвычайно сложный, неоднозначный процесс и, я бы сказала, комплексный. Дело в том, что меняется весь уклад жизни ребенка. Все, что было привычным ему до школы, становится новым. Это и новая нагрузка, и новый коллектив, новые требования, новые условия обучения, и прежде всего это новый вид деятельности. Ведь до школы главной для ребенка была игра. А теперь он вынужден соблюдать достаточно строгие рамки организации новой – учебной – деятельности. Результаты специальных физиологических исследований показали, что у первоклассников в начале учебного года на обычных уроках отмечено такое напряжение организма, которое у взрослых вызывают только очень высокие нагрузки. Первоклассники устают и от необходимости долго сидеть в напряженной и непривычной позе, и от новых требований и новых видов занятий. Им сложно постоянно удерживать свое внимание, не отвлекаться, делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Первоклассники не просто устают в школе, но очень часто у них отмечается сильное утомление и даже переутомление. И поэтому приспосабливается ребенок достаточно долго. Родители и педагоги должны в этот период проявить большое терпение, понимая, что ребенку сложно. Мы должны помнить, что адаптация – это и есть то приспособление ребенка к школе, которое не проходит ни в один день, ни в одну неделю, и на адаптацию уходит полтора-два месяца. Вот это то, на что должны родители обратить особое внимание. Ни через день, ни через два, ни через неделю ребенок еще не приспосабливается к школе. И только через полтора-два месяца можно сказать, что у большинства детей этот процесс действительно завершается. Для некоторых детей он затягивается. Это часто болеющие дети, дети, имеющие отклонения в развитии нервной системы, дети, которые испытывают неудачи с первого дня обучения. Для них процесс адаптации может затянуться на целый год. Но кроме этого самого сложного времени есть еще два периода в течение первого года обучения, на которые родители должны обратить внимание. Первый начинается примерно в третьей декаде декабря. Ребенку вновь очень трудно учиться. И даже то, что получалось до этого, вдруг становится непонятным и непосильным. И следующий, пожалуй, самый сложный период – февраль. Накапливаются все проблемы ребенка, усталость. Он получает недостаточно витаминов, меньше бывает на воздухе, меньше двигается. В то же время учебная нагрузка растет. Именно в феврале дети чаще болеют, становятся раздражительными, плохо спят, жалуются на головные боли, боли в животе. В этот период нужно быть особенно внимательным к жалобам ребенка. Необходимо снять дополнительные нагрузки, больше гулять, строго соблюдать режим. Февральские каникулы рекомендуется провести спокойно, без непрерывных культурных мероприятий, занятий, развлечений. Это позволит снять накопившиеся утомление и напряжение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте