Готов ли ваш ребенок к школе?
Эту тему мы начали еще в ноябре (см. “УГ”, # 46). Потому что – “готовь сани летом”. Когда начнется прием в первые классы, поздно отвечать на этот вопрос. Сегодня продолжаем разговор.
Kак вы понимаете, такого рода задания служат своеобразной моделью учебной деятельности, с которой ваш ребенок также будет постоянно иметь дело в школе.
Аналогичные задания, но в игровой форме можно придумать при работе с любым конструктором, занимательными лабиринтами, кубиками, пластилином, карандашами, красками, цветной бумагой и т.п. Главное – это ваше желание заниматься с ребенком, развивать его.
И снова предположим, что малыш успешно справился со всеми заданиями. Эти же задания помогут вам определить степень сформированности мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации. Это очень важная проблема, и вот почему.
Специалисты считают, что достаточно высокий уровень сформированности тонкой моторики позволяет ребенку успешнее включиться в учебный процесс, он быстрее обучится письму. А самое главное, существует прямая связь между развитием моторики и интеллекта.
Итак, внимательно проанализируйте, какими линиями ваш ребенок воспроизводил по образцу или под диктовку узоры, элементы букв или слова. Являются ли линии плавными, без разрывов, без “зубцов” и т.п. Если рука в состоянии провести прямые линии по клеточкам, если элементы прописных букв соответствуют образцу, вы можете быть спокойны.
Аналогичные задания вы можете придумать и сами. Это и умение продеть нитку в ушко иголки, и вышивка, и вырезание, и работа с мозаикой, и конструирование с использованием мелких деталей, например, конструкторы типа “Лего”, и пазлы, и многое, многое другое. Как вы понимаете, перечислить все достаточно сложно, но от вас требуются фантазия и знание склонностей своего ребенка.
Мотивационное развитие (мотивация учения). Это значит, хочет ли ваш ребенок учиться. Проверить это и легко, и сложно, так как практически все дети с наступлением школьного возраста говорят, что хотят в школу. Но это может быть связано лишь с внешними, поведенческими причинами, с желанием изменить свой социальный статус. (Сверстники уже учатся, скучно сидеть дома, и даже нравится новая форма, одежда, рюкзак или ранец, наполненный разными школьными принадлежностями). Может быть и другая причина. Ведь поступление в школу – это в понимании ребенка своеобразный этап взрослости, самостоятельности.
Мотивацией же учения принято считать осознанное желание учиться, получать новые умения, знания и навыки. Поэтому, поняв истинные причины желания пойти в школу, попытайтесь объяснить на своем примере или на примере взрослых, которых он уважает, которые являются для него значимыми, для чего надо учиться, что это даст в будущем.
Наряду с этим важно, чтобы у ребенка сформировались потребность в общении с другими детьми, желание занять определенное место в доступных его возрасту общественных отношениях и т.п.
Под эмоциональной готовностью, как правило, понимают сокращение импульсивных, непроизвольных реакций ребенка и его способность продолжительное время выполнять самые разные задания, в том числе и не очень для него привлекательные. А такой работы, как вы знаете, в школе вполне достаточно.
Традиционно интеллектуальная готовность понимается как умение дифференцированно воспринимать, т.е. выделять фигуры из фона; способность к аналитическому мышлению, которое выражается в умении выявлять основные связи между различными явлениями; развитость логической памяти; сформированность речи. Для определения интеллектуальной готовности вы также можете использовать различные игры и задания. Предложите, например, различные картинки и предметы для сравнения на нахождение сходства и различий: больше-меньше, выше-ниже, дальше-ближе, тяжелее-легче, светлее-темнее, лучше-хуже и т.д. Малыш должен уметь обобщать различные понятия, выделять значимые признаки, научиться рассуждать, делать выводы, находить причины различных явлений.
Особое внимание обратите на развитие речи ребенка, ведь речь и интеллект напрямую связаны друг с другом. К моменту поступления в школу он должен развернуто и грамматически верно излагать свои мысли, уметь рассказать об увиденном и услышанном, воспроизводить, пересказывать прочитанные сказки, рассказы, стихи и т.п. Чаще общайтесь со своим ребенком, придумывайте игры, связанные с необходимостью рассказывать и фантазировать.
Итак, если вы убедились, что все перечисленные аспекты школьной готовности сформированы, можете быть практически спокойны за успешность последующего обучения.
В следующих выпусках “Лада” вы узнаете, как помочь ребенку стать готовым к обучению в первом классе.
Наталья МОРИНА, руководитель лаборатории моделирования психических процессов Психологического института РАО
Комментарии