Люди, которым повезло
Литературное самовнушение
Каждый день со всех сторон на учителя обрушиваются океан информации, море проблем и трудностей. Как же оставаться “привлекательной и обаятельной”, доброй и все понимающей, компетентной и трудоспособной? Нет ничего проще и дешевле! Всего-то надо убедить себя (а потом и других), что ты – само совершенство и каждый день творишь чудеса, причем просто так, для собственного удовольствия.
Сегодня самая доступная пища – духовная. Педагоги всегда видели в книге друга, помощника и утешителя. Вот я и решила предложить вам небольшой сеанс самовнушения при помощи книги. Возможно, кому-то этот отрывок из повести Галины Щербаковой “Отчаянная осень” пригодится в качестве замечательного текста для аутогенной тренировки, а кому-то придаст силы и уверенности в себе.
Итак, сядьте поудобней, закройте глаза, и…
“Какой идиот придумал и сказал, что наша работа трудная? Из всех работ на земле работа учителя самая легкая… Позвольте, я докажу вам это.
Есть работы естественные и неестественные… Что может быть естественней, к примеру, врачевания, сеяния хлеба? Есть работы, которые вытекают из самой природы человека… Наша с вами работа из всех естественных самая естественная. Ибо каждый человек уже от рождения обязательно немного учитель. Когда юная мать дает ребенку первый раз грудь, она не просто его кормит, она дает ему первый жизненный урок. И это ей сладко, как потом будет сладко высаживать ребенка на горшок, учить пользоваться вилкой, переходить улицу и так далее. В каждом из нас изначально есть педагогическая жилка. Она дана нам, как голос, как слух, как способность мыслить. Она основа человеческого контакта, контакта универсального, все время передающего знания, опыт, мудрость, доброту… Без нее человечество не выжило бы. И вот мы с вами, хитрецы, взяли на себя радость всего-навсего управлять этим прекрасным, идущим в чем-то независимо от нас процессом передачи знания и опыта. Мы взяли на себя труд открывать двери тому, что само уже пришло. И нет на свете ничего легче, чем открывать двери.
Ну что вы на меня так смотрите? Вам привычнее считать себя каторжниками, мучениками? Стыдитесь, друзья мои! Вам повезло: во времена сложные и путаные делать человеческую работу – учить и воспитывать, открывать двери и показывать путь. Обопритесь же на то, что у вас есть от природы. Вы скажете: а педагогический талант? Он должен быть или нет? Отвечаю: нельзя рассчитывать на талант, ибо он редкость. Он может объявиться сегодня, а может, его время в следующем столетии, а дети рождаются и растут и приходят к нам такими, какие мы есть, и тогда каждый из нас должен высвободить из плена ту трепетную жилку, которая есть природный педагогический дар, и пойти у нее на поводу. Повторяю: не связывать ее узлом, чтобы была крепче, а именно пойти на поводу у нее. И произойдет с вами невероятное – вам станет легко. И не будете вы корчиться в педагогических муках, ибо таких мук нет.
В воспитании детей есть естественность протянутой руки, так освободите из плена эту естественность! Ощутите радость своей легкой профессии, в которой не было и никогда не будет ничего мертвящего. Степень вашего контакта с детьми бесконечна. Разговор о клетке – это всегда разговор о мироздании, урок о войнах Алой и Белой Розы – всегда выяснение человеческого предназначения, стихи Некрасова – повод размышления о нашей Родине и ее непростом пути в истории. Любой из этих уроков – это и есть протянутая рука каждому ученику, побуждение шагать вперед без страха, потому что вы рядом. А это так естественно – учить шагать… Ничего не надо в себе ломать, не надо искать в помощь костыли и инструкции, надо просто отдаваться своей работе. Без жертвенности, без мук. Вы люди, которым повезло плыть по реке, тогда как многие трясутся на ухабах пыльной дороги. Вы – всегда на реке”.
Подготовила Светлана КАЗЕНОВА
Комментарии