search
main
0

Советы начинающим

Hи для кого не секрет, что юмор обладает волшебной притягательностью. Юморист – всегда душа компании: и взрослой, и детской. Острослов – непременно авторитет и объект внимания. Думаю, именно поэтому в детских коллективах и появляются “клоуны”. Представьте себе ребенка, который плохо учится или которого часто ругают, он все делает хуже других, и вот, чтобы оказаться в центре внимания, он дурачится и создает смешные ситуации. У одних это выходит нелепо, другие со временем становятся настоящими комиками или завзятыми острословами. И их в самом деле любят, невзирая, например, на маленький рост или неказистую внешность. Учителя обычно сердятся на “клоунов” (бывает, что они мешают вести уроки и т.д.), а ведь можно поступить мудрее – чаще хвалить их в присутствии остальных детей, подмечая их маленькие успехи, тогда дурачество само собой исчезнет.

Дети очень любят остроумных учителей: с ними весело, а значит, хорошо, комфортно, интересно, тепло. Потому что смех предполагает добрые отношения в коллективе, а еще – расслабление, освобождение от нервного напряжения, стресса.

Психологи и гигиенисты говорят, что наибольшая усталость на уроке у детей наступает на двадцать первой минуте. В этот момент просто необходимо шуткой разрядить обстановку. Если на уроках появятся смешные минутки, ваш авторитет непременно вырастет, и дети полюбят вас еще сильнее.

Но неудачливые юмористы встречаются не только среди детей. К сожалению, они есть и среди взрослых. Когда я училась в школе, у нас была одна учительница, которая “острила”, высмеивая учеников, причем высмеивая неумно, нелепо, обидно, а главное – совершенно незаслуженно, несправедливо. Ей казалось, что таким образом она укрепляет свой авторитет. Да, класс смеялся, но это не был радостный смех, это было подобострастное хихиканье – каждый боялся попасть к ней на язык. Чувства освобождения и разрядки не возникало, наоборот, нервное напряжение внутри нарастало. Заступиться за себя и за обиженного мы в том возрасте еще не умели, зато на перемене осмеянному высказывали сочувствие и давали такие советы: “Лучше переходи в другую школу, она тебя заклюет”. А “клевала” она самых безответных. Попадала к ней на язык и я. После института я вернулась в свою школу работать и еще раз убедилась, что эта женщина портила мне кровь не со зла, а по глупости. Ей в самом деле казалось, что она шутит, и шутит смешно.

…Очень часто человек уверен, что, унижая другого, он возвышает себя. На самом же деле он унижает именно себя в глазах окружающих. Если вы работаете с детьми, помните об этом. Если ваши дети смеются над кем-то одним под вашим руководством, знайте, что падает и ваш авторитет, а отношения между детьми в коллективе дают трещину.

Помните, что человек не всегда смеется потому, что ему смешно. Бывает, например, смех от неловкости, когда рассказывают что-то стыдное, непристойное. Причина такого смеха – нервная разрядка. По этой же причине человек хохочет после пережитого страха или стресса (например, после посещения зубного врача).

Попытки детей рассказать прилюдно непристойный анекдот я всегда резко пресекала. Учитель, как врач, всегда должен помнить: “Не навреди!” И юмор – замечательное лекарство – не должен обернуться ядом!

Я уже говорила, что высмеивание в детском коллективе недопустимо. А вот стоит ли прибегать к самоиронии? Думаю, что стоит. Я никогда этого не боялась. Например, придумывая забавные грамматические тексты, я порой включала себя в число героев. Был, например, такой текст: письмо, написанное от имени мальчика, который отправился вместе с классом в экспедицию на подводной лодке. Он пишет письмо приятелю о том, что у них трудности с водой и продовольствием, а тут еще Татьяна Геннадьевна терзает всех диктантами. Дети включались в игру, помещая меня в свои истории. Одна девочка сочинила историю о том, как наш класс оказался на необитаемом острове, на нас хотели даже напасть местные пираты, но, услышав, какие я рассказываю интересные истории, заслушались и нападать раздумали. Но во всем нужно чувство меры. Бывает на уроке немало моментов, когда надо сосредоточиться, а класс продолжает веселиться. Нужно спокойно сказать: “Все, посмеялись, отдохнули, а теперь – новая тема”. Если отношения учителя с детьми хорошие и есть взаимопонимание, то всегда легко провести границу между работой и отдыхом…

Татьяна РИК

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте