Бизнес крокодила Гены
От учебников до комиксов
риступать к изучению экономики можно уже на начальной ступени общего образования, причем как в отдельно отведенные часы, так и интегрированно с другими предметами. Для этого учитель может использовать комплект учебных материалов Л.М. Клариной “Экономика и экология для малышей”, в который входят методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для школьников.
Учебное пособие И.В.Липсица “Удивительные приключения в стране Экономика” предназначено для следующей ступени экономического образования. К нему прилагается методическое сопровождение на 32 урока. Использование этого пособия, не нарушая последовательности изложения материала, но обогащая экономические понятия новым содержанием, дает учащимся возможность дальнейшего развития приобретенных знаний. На этой же ступени обучения в качестве дополнительного материала могут быть использованы книга Э.Успенского “Бизнес крокодила Гены”, серия экономических комиксов, выпускаемых издательством “Начала-пресс” и “Детская деловая газета”.
Для старших классов наиболее удачным, на мой взгляд, является учебник И.В.Липсица “Экономика” для двухлетнего цикла обучения в 9-10-х классах общеобразовательных школ. Этот учебник в наибольшей степени подходит именно для российской школы. Так, теоретические вопросы подкреплены примерами не только из реалий стран с развитой рыночной экономикой, но и Российского государства. В рубрике “Экономика в лицах” достойное место уделено представителям российской экономической мысли. Для школ же с углубленным изучением предмета может быть рекомендован учебник Л.Л.Любимова и Н.А. Ранневой “Основы экономических знаний”. К этим двум учебникам изданы методические рекомендации И.В.Липсица “Раскрывая тайны экономики” и Л.Л.Любимова, Н.А. Ранневой “Принципы экономики”. А “Сборник заданий по экономике” А.А.Мицкевича рассчитан на разные уровни курса экономической теории и прикладной экономики. В него вошли упражнения для контроля освоения учебного материала, тесты, бинарные тесты, загадки, задачи.
Внимания преподавателей школ заслуживает также русско-американский учебник “Экономика для школьников” В.С.Автономова и Э.Голдстин. Сейчас в российских школах весьма активно используется “Прикладная экономика” – учебник, созданный в стенах американской некоммерческой корпорации “Достижения молодых” и переведенный в России в 1991 году. В комплект учебных материалов к данному курсу входят также методическое руководство для учителя и сборник заданий, в котором предлагаются контрольные вопросы и задачи к каждой главе учебника. Структура и содержание этого американского учебника соответствуют современной трактовке экономической теории, его материал хорошо усваивается учащимися. Однако в его основу заложен опыт развития экономических отношений в США, и поэтому необходимо вводить дополнительные часы, чтобы адаптировать усвоенный материал к российской действительности.
Наряду с вышеперечисленным большое распространение получил учебник “Введение в экономику” Б.А. Райзберга (издательство “Просвещение”), построенный в декларативной форме. Главная его беда – потеря связи между основными звеньями отдельных блоков учебного материала. Учебник неполно раскрывает вопросы экономической теории, необходимые для получения минимальных знаний по экономике. Недостаточное количество примеров, схем и моделей, иллюстрирующих экономические процессы, усложняет усвоение материала учащимися.
Маргарита ЧУКАНОВА,
методист Центрального окружного управления
по экономическому образованию г. Москвы
Подробнее об экономике читайте в специальном еженедельном приложении к “Учительской газете” “Открытый урок. Введение в рыночную экономику”. Подписку можно оформить в любое время.
Индекс 32513.═
Комментарии