search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО
0

Советы мастеров. Ответы на вопросы молодых специалистов

​Дарья ОМАРОВА, преподаватель специальных дисциплин колледжа связи №54, стаж работы 1 год:- Какие методы обеспечения дисциплины на занятии наиболее эффективны?Таисия КОШЕЛЕВА, учитель немецкого языка школы №1270, стаж работы 3 года:- Каким образом зарекомендовать себя перед учениками так, чтобы не было проблем с дисциплиной?

Владимир ГОЛОВНЕР, учитель химии школы №1259, стаж работы 28 лет:- Известно, что дети (в том числе и студенты) сами каким-то образом распознают, что дозволено в присутствии данного учителя, а что нет, где проходит граница допустимого в отношениях с данным учителем. И определяют они это в первые же минуты знакомства с новым учителем. Поэтому важнейшее правило: на первом же уроке с новым классом ни в коем случае не допускать тех дисциплинарных явлений, которые вам кажутся нежелательными. Не начинать урок, пока ученики шумят. Не допускать ситуации, когда учитель и ученики говорят одновременно. Не оставлять без внимания, если класс отвлекается. В то же время не следует превращать урок в чисто дисциплинарный поединок с классом. В общем, можно сказать, что все определяется настроем, с которым сам учитель идет на урок, и его личной харизмой. Настрой можно себе задать, а харизма постепенно приобретается. Помню, что для меня было вызовом, когда один из классов начал на уроке тихо гудеть. Знаете, такая ситуация: все гудят с закрытым ртом и никого по отдельности уличить нельзя. Я спокойно объяснил, что ценю то, что они способны на коллективное действие, но оно разрушительно для нашего общения, поэтому я прошу прекратить. Подействовало. Мне кажется, помогло то, что я не стал раздражаться, ведь ребята явно хотели проверить, можно ли взбесить учителя. А вот негативный пример из моего опыта. Класс слабо работал на уроке, не концентрировался на учебных задачах, отвлекался… Я пообещал, что урок будет продолжаться до тех пор, пока мы не разберем весь запланированный материал. В итоге (урок был последним) мы просидели с ними почти три урока вместо одного. Эффективность работы при этом была крайне низкой, дети пожаловались родителям, родители выразили большое недоумение… В общем, ставка на наказание (растягивание урока) оказалась неверной. Правда, вот вопрос: что надо было делать? Видимо, смириться с потерей этого урока, а в следующий раз придумать иную форму урока, поставив учеников в ситуацию активной деятельности…Александра НИЧИПОРОВА, учитель английского языка многопрофильного лицея №1799, стаж работы 12 лет:- В самой постановке вопроса заложена мысль о том, что решить проблему с дисциплиной в классе можно раз и навсегда, просто «зарекомендовав» себя в качестве авторитетного учителя в глазах учеников. Однако этот процесс гораздо сложнее. Дисциплина в классе – явление, зависящее от многих факторов, в том числе от времени проведения урока. Остановимся на этом подробнее.Если данный урок находится в расписании в начале рабочего дня, то можно рассчитывать на собранность учащихся и планировать интенсивное изучение нового материала, а также опрос. Когда же урок проводится во второй половине учебного дня, удержать внимание учеников будет проще, если посвятить занятие повторению ранее изученных тем, использовать, возможно, игровые элементы. В моей практике случалось, что расписание менялось и класс приходил на урок английского языка после физкультуры. Детям сначала было трудно сконцентрировать внимание на поставленной задаче, и они начинали отвлекаться и переговариваться. Поэтому оказалось целесообразным использовать презентацию, для того чтобы сначала дать ученикам сосредоточиться на теме урока, а затем перейти к изучению нового материала.Сохранение дисциплины в классе каждый раз оказывается производным от грамотно продуманной структуры урока.Юлия ПОЛУХИНА, преподаватель русского языка колледжа сферы услуг №3, стаж работы 4 года: – Перед началом занятия я часто волнуюсь. Как обрести спокойствие на уроках? Как сделать свой открытый урок успешным?Светлана СЕМЕНОВА, учитель русского языка и литературы школы №480 имени В.В.Талалихина, стаж работы 10 лет:- Несмотря на достаточный опыт работы в школе, все равно иногда испытываю волнение, идя на урок: смогу ли заинтересовать ребят? удержать их внимание? хватит ли времени?.. Проснувшись утром, скажите себе, что все будет хорошо, начинайте день с улыбки. Если ученики видят своего учителя улыбающимся, спокойным, значит, все в порядке. Они чувствуют вашу уверенность и работают спокойно.Если волнуетесь, старайтесь говорить кратко, простыми конструкциями. Никогда не говорите одновременно с учениками, дождитесь полной тишины: они должны понимать, что ваши слова самые важные, вы главная на уроке. Старайтесь не повышать голос – если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише…Самое главное – необходимо самому быть заинтересованным в своем уроке, то есть искренно получать удовольствие от самого процесса. Вести урок с энтузиазмом… На одном из открытых уроков несколько лет назад я настолько увлеклась рассказом, что даже не заметила, что присутствовала моя коллега из другой школы. Всегда помните о том, что вы знаете этот материал, поэтому повода для волнения нет. Удачи вам и профессиональных успехов!Елена ТРЕТЬЯКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1259, стаж работы 26 лет:- Важно, чтобы у присутствующих создалось ощущение «послевкусия» концерта хорошего симфонического оркестра: единый коллектив, управляемый умелым дирижером, завораживает чарующей музыкой. Продумываю формы работы, дающие возможность продемонстрировать то, что ученики умеют делать хорошо. А еще выстраиваю урок так, чтобы родители, присутствующие на уроке, были тоже вовлечены в процесс или в качестве компетентного жюри, или в качестве экспертов, или же, если урок проходит в старших классах, раздаю чистые тетради и прошу родителей включиться в урок и выполнить те же задания, что и дети (задания, правда, подбираю сложные, требующие нестандартного подхода). И, что удивительно, дети справляются с этими заданиями быстрее и успешнее. А родители, включившись в работу и почувствовав себя школьниками, уже с интересом начинают воспринимать то, что происходит на уроке.Юлия КОНДАКОВА, учитель английского языка многопрофильного лицея №1799, стаж работы 16 лет: – Мой первый открытый урок был посвящен теме моды в жизни подростка. В моем классе были и мальчики в татушках, рваных джинсах и металлических цепях на шеях, и девочки с пирсингом, с розовыми челками и в коротких майках. Поэтому тему долго выбирать не пришлось. Все сложилось само собой. Продумала план урока, заранее сняла на камеру интервью с родителями и детьми (своего класса), отвечающими на вопросы о моде в жизни подростка (некоторые учащиеся выступали в роли переводчиков). Подобрала тексты и аудиозаписи, соответствующие теме. Продумала вопросы и задания к текстам. Дети подготовили короткие презентации о моде в своей жизни. Было очень интересно, ярко и необычно. Дети с удовольствием рассказывали о своих пристрастиях в моде, изображая из себя ходячих манекенов, увешанных побрякушками. Поговорили и о том, что каждый человек имеет право одеваться, как ему удобно, но все-таки в школу следует ходить в приличном виде.  На урок были приглашены директор школы, преподаватели и родители «отъявленных хулиганов». Надо заметить, что урок шел на английском языке, дети очень старались и доказывали, что их стиль имеет право на существование. А родители, хотя, возможно, ничего и не поняли, но были приятно удивлены и горды тем, что их детки говорят на английском языке, распознают английскую речь на слух и составляют краткий пересказ текстов, прочитанных с листа. Я осталась довольна уроком. А дети стали ходили в школу в более приличной и подходящей одежде. Вот мои советы:    Не бойтесь экспериментировать с темой. Ориентируйтесь на своих учеников, старайтесь подобрать ту тему, которая им близка и интересна.     Подготовьте план урока и держите все время на виду (или вынесите на доску); заранее проверьте технику, она нередко подводит.     Подготовьте наглядные пособия и музыкальное сопровождение, это внесет изюминку в урок.     Не заставляйте учеников заучивать их роли на предстоящем уроке! Поверьте, срежиссированный урок очень хорошо чувствуется, он может оставить о себе неблагоприятное впечатление.     Следите за временем! Вы должны закончить со звонком.     Попросите детей высказать их мнения об уроке. Пусть назовут те моменты, которые больше всего понравились, а также укажут на то, что не понравилось.     Анализ и самоанализ – неотъемлемая часть открытого урока. После окончания занятия уделите время коллегам и гостям, расскажите о целях и задачах урока, что хотели достичь и чего достигли.     И самое главное – не бойтесь ошибиться и верьте в себя! У вас все получится!Юлия СУЛИМОВА, учитель французского языка школы №1270, стаж работы 1 год: – Насколько хорошо у вас получается рационально использовать время до и после уроков с пользой для работы и личной жизни?Наталья КОЛПАКОВА, учитель английского языка школы №627, стаж работы 51 год:- Порой кажется, что справиться со всеми учительскими проблемами не хватит суток: тетради, планы, заполнение журнала, а еще хочется сходить в театр, на концерт, посетить трендовые выставки, почитать книгу. Кроме того, надо быть в курсе того, что интересует современную молодежь, иначе им не о чем будет с вами разговаривать. Надо знать, какую музыку они слушают, какие книги читают. Чтобы все успевать в рабочий период, я выкраиваю 2-3 недели в летние каникулы и посвящаю их подготовке к новому учебному году: составляю планы, отбираю дополнительный материал, готовлю тесты, контрольные работы, индивидуальные карточки, делаю сама все упражнения из учебника. Это здорово экономит время, чтобы потом осенью, зимой, весной развлекаться, общаться с друзьями и бывшими выпускниками.Я вообще не понимаю, что значит «не успела» проверить работы учащихся, приготовить семье обед, выполнить все бытовые дела. Самое главное – все делать с хорошим настроением, не охать: «Как трудно!», а говорить себе: «Это удовольствие». Учитель не профессия, а состояние души. А «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».Любовь КОРОТКИХ, руководитель структурного подразделения колледжа малого бизнеса №4, стаж работы 25 лет:- Рационально использовать время необходимо и до, и после, и во время уроков. Это не всегда получается, но стремиться к этому необходимо всегда, иначе ничего не успеешь. Главное в этом (из личного опыта) все спланировать. Да, жизнь вносит коррективы, бывают сбои из-за непредвиденных ситуаций, но это жизнь! Есть программа-минимум, и есть программа-максимум (из уроков истории это всем известно). Так вот, программа-минимум – это когда ты еще не проснулся, а в голове план зреет: надо встать, сделать первое, второе, третье… И так далее. Едешь в транспорте и планируешь дальнейшие свои действия: «Приеду на работу – надо сделать первое, второе…» И так далее. После работы то же самое! И у вас еще появится время и для отдыха.Дарья КОЧЕТОВА, учитель английского языка Многопрофильного лицея №1799, стаж работы 1 год:- Как молодому специалисту не допустить «перегорания» на работе в школе?Татьяна УМНИКОВА, учитель английского языка Многопрофильного лицея №1799, стаж работы 16 лет: – Вы устали, устали физически и морально. Вам все наскучило и неинтересно. Среди общепринятых причин перегорания, таких как испортившиеся отношения с руководством или коллегами, перегрузки, рутинность работы, инерция, я бы выделила, на мой взгляд, самое главное – нарушение баланса между работой и частной жизнью. Вся ваша жизнь ограничена только работой.  Это плохо и страшно.  Но исправить можно.Когда со мной случилось такое, я вначале не очень испугалась.  Ну, депрессия, ну хандра. Знала, что на процессе обучения это никак не скажется, я привыкла работать честно и добросовестно, вне зависимости от обстоятельств.  Но лучше не становилось.  Стала пытаться что-то менять в своей внешкольной жизни: записалась в спортивный клуб, хотя прежде ничего подобного и не могла себе представить, стала ходить на работу пешком, на выходные с друзьями поехали в Суздаль. Я заставляла себя все это делать, понимая, что нужны кардинальные перемены. Спасение пришло оттуда, откуда я его совсем не ждала. Из школы. Коллега записалась на курсы по обучению говорению (а это для нас, учителей иностранного языка, был совершенно новый аспект, который только вводился в ЕГЭ). Она и предложила мне учиться вместе. Я мгновенно согласилась. Вы не представляете, какой мотивацией это для меня стало. Ведь мы были первыми, с кем составители советовались, шлифовали формат. Мы готовили материалы и бурно их обсуждали, отвергая ненужное и добавляя необходимое. Коллеги, взрослые люди, осознание того, что ты делаешь действительно важно – вот это помогло мне тогда.  Депрессия так и прошла, за работой.  Лекарство от перегорания на работе – это тоже работа, но чуть другая, под другим углом, с радостью, стремлением и желанием быть профессионалом.Юлия СУЛИМОВА, учитель французского языка школы №1270, стаж работы 1 год: – Если в классе есть ребенок с ограниченными возможностями, как помочь ему адаптироваться в коллективе? И дайте, пожалуйста, три совета молодым учителям, как повысить среднюю успеваемость в классе?Светлана КРИЧМАРЬ, кандидат исторических наук, учитель истории, обществознания, права многопрофильного лицея №1799, стаж работы 40 лет:- Об инклюзивном образовании в последнее время много говорят и пишут. Но поскольку делаются только первые шаги в сторону внедрения такого образования, в ходе реализации этой идеи появляется немало трудностей, ибо понятие ограниченные возможности очень широкое, а учителя сталкиваются с конкретными детьми, имеющими ограниченные возможности, и у каждого ребенка своя проблема.Мне довелось быть классным руководителем и учителем истории и обществознания у девочки, которая практически не слышала. Поэтому делюсь опытом работы с ученицей именно с таким ограничением.Как известно, основные проблемы при работе с детьми с ограниченными возможностями заключаются: – в организации безбарьерной среды;- в преодолении препятствий социального свойства;- в особенностях организации учебного процесса.Как я решала эти проблемы?Первой проблемы в моем случае не было. Девочка самостоятельно добиралась до школы и передвигалась по ней, более того, она вместе с классом отправлялась во все поездки, в том числе и зарубежные, которые я организовывала.Как я преодолевала препятствия социального свойства, такие как негативное отношение родителей к тому, что в классе с их здоровым ребенком обучается ребенок-инвалид, отношение детей к особому однокласснику? Никак. Мне повезло, и у меня таких проблем не было. Очень многое ведь зависит от самого ребенка и его родителей. Девочку класс принял, поскольку она была очень коммуникабельна, а ребята в классе были очень хорошо воспитаны. Правда иногда возникала проблема следующего свойства: ребятам не всегда нравилось, что Юля (так звали мою ученицу) не хочет считать себя человеком с ограниченными возможностями и ведет себя так, как будто никаких ограничений нет. Кстати, именно эта черта ее характера натолкнула меня на мысль, что мы можем поучаствовать в городском конкурсе проектов. И проект наш назывался «Я не инвалид». Мы заняли первое место. И не потому что жюри решило подыграть глухой девочке, а потому что она сумела убедить всех в том, что люди с ограниченными возможностями могут достигать огромных успехов. Кстати, Юля окончила школу с серебряной медалью.Среди проблем особенностей организации учебного процесса можно выделить:- неготовность педагогов обучать ребенка с проблемами здоровья наравне с обычными детьми;- проблему итоговой аттестации учащихся.Честно признаюсь, я была совершенно не готова к обучению такого ребенка, но выхода у меня не было. Юля была посажена за первую парту, и все, что я делала в классе, я делала, смотря на Юлю. А она считывала с губ. Так мы и учились. Еще раз подчеркну, что ни один ребенок в классе, ни один родитель никогда не возмущался данным обстоятельством, за что я им бесконечно благодарна по сей день.А вот с проблемой итоговой аттестации мы столкнулись. Юле предстояло сдавать ЕГЭ по английскому, а первая часть экзамена – это текст, который надо слушать. Мы не смогли преодолеть чиновничьи барьеры, нас никто не услышал, а просили мы о малости – разрешить преподавателю этот текст прочитать Юле, что бы она могла считать его с губ. В результате Юле пришлось готовиться к экзамену, который предлагал вуз, тогда еще такое было возможно. Юля получила из 100 баллов из 100. Вот таков мой опыт. Считаю его бесценным и очень благодарна Юле, ее родителям, моим ученикам и их родителям за то, что я никогда не имела проблем с обучением ребенка с ограниченными возможностями. Советы:     Помните о полном принятии ребенка таким, какой он есть.     Ознакомьтесь с литературой, где описываются возрастные особенности детей с ограниченными возможностями. Это поможет вам быстрее найти к ним подход и лучше организовать свои занятия с ними.     Зная об особенностях детей, старайтесь использовать на занятиях средства, которые помогут такому ребенку наравне с остальными одноклассниками усваивать материал. В случае слабослышащих можно чаще задействовать визуальный материал, например различные презентации.Любовь КОРОТКИХ, руководитель структурного подразделения колледжа малого бизнеса №4, стаж работы 25 лет: – Для учителя-предметника:     Хорошо знать психологию детей, с которыми работаешь (возрастную).     Хорошо знать каждого ребенка в классе (помогут психолог и классный руководитель).     Хорошо знать методику преподавания (посетить уроки опытных преподавателей, не обязательно иностранного языка).Для классного руководителя:     Хорошо знать психологию детей, с которыми работаешь (возрастную).     Хорошо знать каждого ребенка и родителей в классе (поможет психолог и классный руководитель).     Держать на контроле успеваемость каждого ребенка (для этого есть журнал) и использовать все допустимые варианты помощи ребенку (привлекая родителей, если в этом есть смысл и толк).Лаура ДЖАВАХИДЗЕ, учитель географии школы №627, стаж работы 22 года:- В современных образовательных комплексах все больше открывается профильных классов, и, естественно, учителя должны учитывать интересы и направленность детей на определенные области и темы учебного предмета.«Повысить среднюю успеваемость» – это вторичная задача. В первую очередь надо сделать свой предмет популярным, надо сориентировать учащихся и показать им, как полученные знания могут пригодиться в их будущей профессии. И даже если ваш предмет не вписывается в их профиль, надо объяснять ученикам, если хотите, внушать следующее: для того чтобы быть компетентными, интересными другим людям, своим будущим детям, надо изучать именно ваш предмет. Для примера, свои уроки географии или экономики я начинаю с обзора новостей, которые готовят сами учащиеся в форме презентации. Это дает возможность улучшить свою отметку по предмету, поработать в паре с одноклассником. Для учащихся классов физико-математического профиля больше времени отвожу изучению статистики, анализу карт, для классов социального профиля – истории формирования территорий стран, научным исследованиям творческим работам. Главное – готовясь к уроку, изучайте больше материалов, чем предполагает школьная программа. И третий совет: умейте слушать и слышать своих подопечных, и у вас все получится.Таисия КОШЕЛЕВА, учитель немецкого языка школы №1270, стаж работы 3 года: – Должна ли школа организовывать при необходимости психологические тренинги для молодого специалиста?Любовь КОРОТКИХ, руководитель структурного подразделения колледжа малого бизнеса №4, стаж работы 25 лет: – Не надо так остро ставить вопрос «Школа должна…».     В каждой школе есть педагог-психолог, который никогда не откажет, если вы придете к нему с вопросом, просьбой помочь.     Если в школе работает несколько молодых специалистов, у которых возникают какие-либо вопросы или проблемы, требующие психологической помощи и поддержки, можно обратиться с просьбой к администрации, к директору школы, и они обязательно помогут и подскажут.     Есть методисты-психологи в Городском методическом центре, куда может обратиться администрация с просьбой организовать и провести не только тренинги, но и тестирование, и индивидуальные беседы.     Есть Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы. На сайте – план работы и мероприятий, которые вам могут быть интересны.Евгения ТРОИЦКАЯ, социальный педагог многопрофильного лицея №1799: – Как организовать выезды с детьми в другие города? Марина ГОВОРОВА, учитель обществознания школы №1259, стаж работы 22 года:- Несмотря на то что у современных детей есть огромные возможности для путешествий со своими родителями по всему миру, организованные выезды с детьми в другие города России на экскурсию остаются самой распространенной формой внеурочной деятельности. Как сделать так, чтобы это мероприятие оставило яркие впечатления у детей и одновременно выполнило ряд педагогических задач, которые ставит учитель? Вот несколько советов:     Выбирайте город для посещения вместе с детьми или предложите на выбор 2-3 варианта. Если интересы разойдутся, это даже лучше. Предложите им по группам «защитить» свой город. Это позволит им осуществить первичное знакомство с городом, в который собираются поехать.     Программу поездки (ее внутреннее наполнение) по возможности составляйте самостоятельно, даже если вы организуете поездку через турфирму. Учитывайте возраст, интересы детей и выбирайте по возможности интерактивные программы (так, чтобы дети были не простыми слушателями, а участниками процесса).Помню, как со своими восьмиклассниками собрались в Санкт-Петербург на три дня. Взялась за программу сама. Отказалась от традиционной обзорной экскурсии, похода в Эрмитаж… Заменила их на интерактивный музей воды и прогулку по каналам Невы. Разделив ребят на команды (благо со мной был коллега, который смог взять на себя обязанности куратора одной из групп), придумала задания по самостоятельному знакомству с городом (смотри приложение). После ужина каждая группа презентовала результаты своей работы прямо в холле гостиницы, а по завершении презентаций все вместе пошли смотреть на развод мостов. А потом загадывали желания и выпускали в звездное ночное небо горящие фонарики. Вечером следующего дня сходили в театр (дети были любителями этого вида искусства), посидели в кафе, обсудили постановку, а затем погуляли по ночному городу.Анна АЛХАЗОВА, педагог-психолог школы №627, стаж работы 20 лет:- Современная школа уже давно вышла за рамки школьно-урочной системы. Дети активно продолжают учиться на экскурсиях, в походах, в поездках, посещая музеи и театры. Москва – город больших образовательных возможностей, но, несмотря на это, при изучении истории, географии, литературы может возникнуть желание увидеть все своими глазами, узнать из первых уст. И тогда встает вопрос: а как же организуются такие поездки? Родительское сообщество принимает на родительском собрании решение о выезде за пределы города Москвы. В протоколе родительского собрания фиксируется решение родителей по этому вопросу. Родители  заключают договор с туристической фирмой (фирма предоставляет документы на право заниматься данным видом деятельности), которая организует покупку билетов, проживание, экскурсионное обслуживание, питание, а со стороны заказчика требуется только организовать медицинское сопровождение. Если родители не обращаются в туристическую фирму, то тогда родительский комитет самостоятельно организует покупку билетов, проживание, питание и экскурсионную программу, медицинское обслуживание. И важно помнить, что если время в пути более 12 часов, то необходимо организовать горячее питание детей. Валентина ГАЛКИНА, методист Дома детского творчества, стаж работы 41 год:- Куда поехать с учениками 1-го класса? Куда поехать с 5-м классом? Что будет интересно младшим школьникам, а какие экскурсии предназначены для старшеклассников? Не откладывайте организацию поездки на последний момент! Лучше всего заранее – в начале учебного года – распланировать примерный график поездок для класса.Но вначале пригласите всех детей на прогулку всем классом в ближайший парк (а для них это экскурсия) – откликнется весь класс, и даже родители согласятся помочь. Необходимо согласие и второго учителя. Представим, что согласился и второй учитель – теперь нужны согласие директора, приказ по школе, заявление от родителей, подписи об инструктаже по технике безопасности. С этим может справиться только инициативный учитель. Теперь, исходя из возможностей местности и возраста учащихся, ставим цели и задачи мероприятия. Если это прогулка, то мероприятие может носить ознакомительный характер. Это могут быть отдельные конкурсы и задания относительно данной местности, небольшие эстафеты, соревнования. Дети с удовольствием отвечают на вопросы викторины, поют песни, мастерят поделки из подручного материала. Подведение итогов проводится в форме фотостендов, видеоотчетов.В следующий раз можно организовать однодневный выезд на природу или День здоровья в загородном лесу. Итак, основные условия успешной экскурсии таковы: удачный маршрут, компетентный руководитель, хорошая погода, дружная, сплоченная группа. Чем чаще учащиеся выезжают на экскурсии, тем сплоченнее коллектив, умеющий координировать совместные действия.Готовьте детей к экскурсии заранее. Повторяйте правила поведения в автобусе, правила безопасности в людных местах, правила общения с экскурсоводом. Все эти правила можно посмотреть в справочнике у директора школы «Инструкция по организации и проведению выездных мероприятий и практических занятий на местности с обучающимися и воспитанниками государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы».Алена ТОЛОЧКО, старший вожатый школы №1468, стаж работы менее 1 года:- Как оптимально организовать взаимодействие обучающихся разных возрастов в рамках ученического самоуправления?Альберт ЯХУДИН, старший вожатый школы №480 имени В.В.Талалихина, стаж работы 10 лет:- Прежде всего необходимо разработать модель ученического самоуправления, которая будет интересна детям всех возрастов: это может быть страна или республика, которой учащиеся придумают название, а потом распределят роли: президент, министры… На руководящие должности в такой стране, безусловно, следует выбирать старшеклассников, которые постепенно будут обучать младших школьников, повышая их статус.Самое главное – показать, что роль каждого учащегося (12 ему лет или 17) важна, к его мнению прислушиваются, ему поручают выполнение пусть небольших, но важных задач.Татьяна ШУБИНА, педагог-организатор внеклассной и внешкольной работы школы №518, стаж работы 29 лет:- Несомненным достижением школы является создание разновозрастного коллектива, где дети постарше получают возможность стать лидером для детей младшего возраста, у них повышается ответственность за взятые на себя обязательства. Младшие получают помощь в важных для них вопросах и ощущают себя комфортно и защищенно. При этом, конечно, дети разных возрастов на равных должны участвовать в управлении школьной жизнью.Проблему эффективного взаимодействия не решить просто тренингами на сплочение, в лучшем случае они помогут поднять настроение – поиграли и разошлись.Непреложная аксиома: лучше всего объединяет совместная деятельность. И здесь на помощь приходит старый добрый совет дела. Пусть ученик восьмого класса организует веселые старты в начальной школе вместе с пятиклассником и девятиклассником или десятиклассник разработает квест вместе с семиклассниками.Обязательно после успешно (или не очень) проведенного дела в неформальной обстановке, в доброжелательной атмосфере проведите разбор вместе с организаторами – вспомните веселые моменты, удачные находки, вместе подумайте, что сделать, чтобы в будущем избежать неудач.И, конечно, сами сохраняйте и развивайте в себе способность к творчеству, не пускайте в душу равнодушие к профессии и формализм. Работайте ВМЕСТЕ с детьми.Екатерина ШИРОКОВА, учитель математики школы №627 имени генерала Д.Д.Лелюшенко, стаж работы 1 год:- Как влюбить в себя детей? Как нужно вести урок, чтобы дети с удовольствием шли на него?Евгения БЛАГОДАРНАЯ, учитель истории и обществознания школы №1468, стаж работы 10 лет:- У нас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Для ученика важно, чтобы в учителе был юношеский задор и энтузиазм. Попробовать подружиться с детьми, оставаться с ними, так скажем, на одной волне, то есть быть одновременно и взрослым, и ребенком. Сделать так, чтобы нам вместе было интересно, а именно спуститься с высоты наших знаний до незнания ребенка, и только вместе с ним совершить сложный путь восхождения по дороге знаний.Ярким примером именно таких теплых и доверительных отношений являются мои дети – учащиеся 9-го класса. Вместе мы с ними уже 5 лет. И за все это время мы не утратили теплых, искренних отношений. В их жизни я занимаю далеко не последнее место. И наш путь любви начался с веры в них, их силы и возможности. Наши уроки – это уроки, где мы вместе трудимся, думаем, творим, стремимся к тому, чтобы ученик стал соавтором учителя. И не важно, какой предмет ведет учитель и сколькими годами исчисляется его педагогический стаж. Главное – чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек!Вера ПАНОВА, преподаватель специальных дисциплин колледжа сферы услуг №3, стаж работы 39 лет:- Ученик не должен видеть в вас «голос за стеной». Важно уделять внимание не только самому предмету, строго зачитывая лекции и выдавая задания одно за другим, нужно следить за их настроением. Не бояться быть более открытым по отношению к ученикам. Вы такой же, как и они, но старше и мудрее – вот почему авторитет за вами, а не потому что вы учитель, и это закон. Старайтесь быть другом, не стесняйтесь иногда подыгрывать ученикам или шутить в ответ на какую-нибудь «подколку», касающуюся предмета. Спрашивайте про их настроение и дела. Гармонично соединяйте свои знания и умения так, чтобы их подача детям проходила на ура. Превращайте лекцию в активное обсуждение, а на сложных заданиях давайте понять, что вы поможете им разобраться, если что-то не будет получаться, но сначала они должны попытаться сделать это сами.Свои первые занятия я начинаю со знакомства с учениками, узнаю, почему они выбрали именно эту профессию, почему пошли учиться именно сюда и кем они планируют стать, когда закончат обучение. Рассказываю о предмете и об их профессии. Всегда стараюсь свои уроки строить таким образом, чтобы они были максимально наглядными и познавательными.Елена ИВАНЮКОВИЧ, учитель русского языка и литературы школы №1468, стаж работы 32 года:- Ученики влюбляются в учителей, которым доверяют.Помню 1 сентября 1984 года. Торжественная линейка во дворе школы, много школьников и их родителей, музыка, шум… Поднимаемся с ребятами в кабинет, остаемся одна я и 27 моих учеников… На лицах ребят отражена некая тревога, в глазах испуг.Мне же было, наверное, страшнее, чем детям. Набралась смелости и сказала: «Ребята, можно я вам почитаю стихи о школе, которые сама сочинила, когда была школьницей?» Прочитала. Смотрю испуг прошел, дети захлопали в ладоши, заулыбались. Так и началась наша взаимная любовь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте