Свет мой, зеркальце, скажи
Анализ одной анкеты
Как часто нас гложут сомнения, действительно ли мы нужны нашим ученикам, правильно ли ведем себя с ними, верным ли путем идем, не напрасны ли все наши усилия? Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, я предложил ребятам такую анкету:
1. Как часто у вас проходят классные часы?
2. Назови тему одного из последних классных часов.
3. Кто решает вопрос о внеклассных мероприятиях:
а) родители,
б) классный руководитель,
в) ученики,
г) все вместе?
4. Можешь ли ты обратиться за помощью и поддержкой к классному руководителю, всегда ли он откликается на твою просьбу, по каким вопросам можно обратиться, а по каким нет?
5. Прислушивается ли классный руководитель к твоему мнению?
6. Устраивают ли тебя сложившиеся отношения между тобой и классным руководителем?
7. Хочешь ли ты, чтобы у тебя был другой классный руководитель?
8. Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать классный руководитель?
9. Есть ли они у твоего классного руководителя?
10. Достаточно ли времени уделяет твой классный руководитель классу?
Результаты этой анкеты показали, что:
1. Многие учащиеся путают учителя-предметника и классного руководителя.
2. Достаточно объективные результаты можно получить путем анализа ответов на прямые однозначные вопросы. Так, на 7-й вопрос дети отвечали достаточно откровенно, и это позволило составить представление о состоянии классного руководства и взаимоотношений учеников и классных руководителей. Оказалось, что из одиннадцати классов только в пяти достаточно благополучная атмосфера.
3. В тех параллелях, где в одном из классов идет интересная и насыщенная жизнь, критическое отношение учеников к собственным классным руководителям усиливается.
4. Требования, предъявляемые к классным руководителям, можно разделить на несколько категорий: субъективные, те, которые предъявляет конкретный ученик, на них стоит обратить внимание при индивидуальной работе, и объективные, предъявляемые большинством. Очень многое объясняется и личностью самого классного руководителя. Если это тот человек, который нравится детям, то качества идеального воспитателя они ⌠списывают■ с него; если у воспитателя нет с детьми контакта, они требуют качеств прямо противоположных тем, которыми обладает их классный руководитель.
5. Требования, предъявляемые к классным руководителям, можно разделить и по общим направляющим: юмор, понимание, доброта, способность помочь, организаторский талант, справедливость и т.д.
Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ
Комментарии