Сначала был четверг, собеседование жюри и конкурсантов, выбравших номинацию “Учитель-воспитатель”. И педагоги ломали голову над тем, где же, собственно, “воспитательные моменты” в их уроках. Вопрос жюри трудный, за ним часто следовала неприятная пауза. Потому что от педагогов требовались не общие фразы, а формулировка маленького, личного и к тому же научного открытия! А они, кажется, от науки далеки были, поэтому кое-кто из них свои пятнадцатиминутные самоотчеты завершал проникновенным чтением стихов. Однако надо признать: перед учителями стояла действительно сложная задача. Недаром в жюри прозвучало: “У нас в Москве уже и диссертации по нравственным ценностям защищают, а что это такое, сформулирует не каждый”. Да и как возможно отделить “Воспитание” от содержания урока? И разве хороший учитель воспитывает питомцев только на уроке? Преподаватель истории Вадим Мамцев так и сказал: “Я и после уроков с теми детьми, кто любит мой предмет”. Любовь Манаенкову, учительницу из сельской школы, жюри задело, когда заметило, что ее приемы воспитания всем известны. Возможно. Но от каких, в сущности, мелочей удачный ход воспитания зависит! Вот сказала Любовь Александровна второклассникам уже в субботу на своем конкурсном уроке: “Какие у вас красивые имена!” – и сразу же заулыбались ей дети. Будто хорошей знакомой, ожили и на вопросы отвечали охотно.
А можно ли назвать “научным открытием” такое признание Любови Александровны: “Сегодня, как и в дореволюционной России, сельский учитель – воспитатель всего села. Должен быть примером для всех”. Нет как будто никакого “открытия” и в том, что педагогика Манаенковой имеет народные корни…
Так стоило ли выделять как отдельную номинацию “Учитель-воспитатель”? Пожалуй, да. Потому что в самоотчетах конкурсантов вдруг ясно показались не только народные, но и для кого-то православные корни. Конечно, открытий вроде методов перевоспитания Макаренко колонистов на конкурсе не было. Ни одной “педагогической поэмы” не сложилось. Но вот учитель русского языка и литературы Марина Симоненкова, разбирая рассказ Бунина о моряке Бернаре, сказала о его последних в жизни словах: “А все-таки я был хороший моряк!”. Потом задала старшеклассникам вопрос: “Почему он имел право сказать эту негромкую фразу?” И подвела ребят к неожиданному для них ответу: “Но ведь и Бог, создавая мир, говорил: “Это хорошо!” Смысл человеческой жизни – поступать всегда так, чтобы все в этом мире, что от нас, было бы “хорошо”. И… одиннадцатиклассники зааплодировали. Они соглашались. Соглашались с этой сформулированной учителем нравственной ценностью – все делать в жизни хорошо. Помог Бунин. И его совет от рассказа не оторвать – потеряет свою убедительность. Так, может быть, если мы хотим услышать на следующем конкурсе развернутые схемы по перевоспитанию детей, пригласить поучаствовать в “Учителе года” школьных психологов? Ведь многие из них ведут уроки в школе. А?
Ирина ЛАНГУЕВА
Комментарии