search
main
0

Советской эпохе могла противостоять лишь библейская

Заметки с фестиваля “Золотая маска”

Что такое российский театральный фестиваль “Золотая маска” для всех нас – зрителей и любителей театра? Конечно, это бушующее море спектаклей, конкурсных и внеконкурсных, в котором легко утонуть, встречи с замечательными режиссерами, артистами, сценографами и всеми, кто занимается созданием, продвижением и освещением театрального процесса.

Уже в июне 1999 года на фестивале “Белые ночи” в Петербурге состоялась первая в России прямая трансляция оперной премьеры Мариинского театра оперы и балета в Интернет. Этим спектаклем и был номинированный на “Маску” и уже награжденный по множеству номинаций “Семен Котко” Сергея Прокофьева (режиссер – Юрий Александров, дирижер – Валерий Гергиев, сценограф – Семен Пастух). Уровень этого поистине грандиозного спектакля с совсем не шлягерной музыкой Прокофьева и очень специфическим сюжетом по произведению Катаева “Я – сын трудового народа” оказался труднодостижим почти для всех оперных спектаклей сезона. Вероятно, это тот случай когда слушатель целостно воспринимает захватывающее музыкальное зрелище, полное любопытной и многозначной символики: реально оплавленный кусочек земли среди огня гражданской войны, остроконечные ку-клукс-клановские капюшоны повешенных красноармейцев, завершающий советский хор с одинаковыми книжечками вождя в руках и многое другое.

Единственный спектакль, который, по моему мнению, смог противостоять “Семену Котко” – это “Молодой Давид”, очень интересный (правда, неотмеченный жюри) совместный проект Новосибирского театра оперы и балета и Института “Открытое общество”. Проект назван “Опера на пороге ХХI века” и создан в рамках Международного фестивального марафона “Четыре века оперы – Запад – Сибирь – Восток”. И библейский сюжет, решенный современными средствами постановки и сценографии, не просто ожил, но причудливо приблизился к нам. Музыкальная сторона – это особый разговор. Постичь смысл расстановки музыкантов, зрителей и артистов мы смогли только во время звучания. Когда позади зрительного зала раздалось то плачущее, то зазывное пение мужского хора, опера представилась мистическим действом, таинственным и увлекательным.

Говорить о других привезенных в Москву оперных постановках нет необходимости, ибо цельных, пусть спорных, спектаклей среди них не нашлось. Очень разочаровал “Мазепа” Екатеринбургского театра оперы и балета, а ведь именно от него ждали многого, помня о прошлых удачах его постановщика Георгия Исаакяна. Да, здесь явно прослеживается жесткая военная концепция, очень сильная и вполне видная у Чайковского, но подкрепленная только хорами, все остальное действие существует, очень мирно передвигаясь между гвоздями, “растущими” на сцене в огромных количествах. А красноярская “Дочь полка” развлекла милой опереточностью и прекрасными райскими кущами. Но по-настоящему порадовала главная героиня Светлана Кольянова, которой и дали “Маску” за лучшую женскую роль.

“Золотая маска” – фестиваль демократичный. Каждый слушатель, зритель мог найти для себя нечто доступное и в балете, и в драме, и в опере. Но существует еще публика особенная, самая чудесная и благодарная. Для детей были показаны кукольные представления, и некоторые из них можно отнести к разряду музыкальных. Особый восторг вызвала в конкурсной программе “Золушка” Петербургского театра марионеток “Кукольный дом”. Весь спектакль умещался в маленьком волшебном ящике, с такими теплыми и изобретательно сделанными куклами, что от громкого выражения своих эмоций в зале не могли удержаться не только дети, но и взрослые. А единственной могущественной и прекрасной феей у этой “Золушки” была Элина Агеева (она же исполняла все роли и всем управляла), получившая за это “Золотую маску”.

Полина СЕМЕНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте