Как известно, должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в школах с нового учебного года появится в 45 субъектах РФ, а начиная с 2023-2024 учебного года – в остальных регионах.
То, что к теме воспитания в образовательных организациях стали относиться с большим вниманием, безусловно, хорошо. Ведь в 90-е годы, когда сказали, что школа должна быть вне политики, многие поняли это весьма странно и просто перестали заниматься воспитанием, рассудив, что это теперь дело исключительно семьи. Плоды такого подхода мы пожинаем по сей день.
Решит ли эту проблему введение в школах новой штатной единицы? Ведь воспитание – совместная деятельность не только того, кто отвечает за воспитание, и даже не педагогического коллектива, а всех заинтересованных участников этого процесса, включая, разумеется, и учителей, и родителей, и работников системы дополнительного образования, и многих других. К тому же воспитание идет не только во время уроков, но и во внеурочное время, и осуществляется постоянно (а в идеале ненавязчиво). Каждому педагогу-предметнику хорошо бы понимать, как на его уроках можно решать проблему воспитания без отрыва от обучения. Даже если ученик попался на списывании, со шпаргалкой, это можно и нужно грамотно разыграть, чтобы дети поняли: обманывать нехорошо! Хотя проще, конечно, просто поставить двойку. Но не стоит думать, будто одни предметы более располагают к воспитанию (например, история и литература), а на других можно расслабиться, решать примеры и составлять уравнения (например, на математике и химии). Нет, воспитание должно быть везде, просто в меру и к месту.
Внеурочная деятельность – бескрайний простор для творчества, во многих школах она организована и проводится достаточно интенсивно, включает разные мероприятия, поездки, экскурсии и т. д. Но вот насколько все это системно – тоже вопрос. Поэтому тут большая опасность все свести к плану мероприятий и к активностям для «галочки», особенно если учесть, что теперь за подобную работу учителям доплачивают. Значит, не обойтись без привлечения родителей как наиболее заинтересованных участников процесса, также нужно подключать внешние ресурсы. Но тут тоже силами одного советника не обойтись, нужно действовать коллективно.
Безусловно, на воспитание детей оказывает влияние ситуация не только в школе, но и за ее пределами. Следовательно, хотим мы этого или нет, а нам (точнее, советнику по воспитанию в первую очередь) придется держать руку на пульсе, чтобы быть в курсе, кто из учащихся чем занимается за пределами образовательной организации. Но проблема эта не только и не столько школьная, сколько муниципальная и региональная. А значит, и ресурсы для ее решения должны быть привлечены соответствующие.
Чему воспитывать и как воспитывать? Опыт всего человечества показывает: человек может выучить Христовы заповеди, но это не значит, что он будет по ним жить. Поэтому надо обратить внимание на наследие тех педагогов, которые имеют богатейший опыт организации воспитательной работы, – Олега Газмана, Александра Тубельского, Евгения Ямбурга и т. д. Я бы вспомнил и про коммунарские методики Игоря Иванова. Да и Макаренко всегда актуален. Весь этот опыт советникам по воспитанию необходимо использовать, чтобы не пытаться изобрести велосипед и создать что-то с нуля.
NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии