Первый Всероссийский съезд советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями пройдет в этом году в Череповце. Такое решение принято по итогам встречи министра просвещения РФ Сергея Кравцова и губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова.
Вологодская область вошла в число 10 пилотных регионов, в которых реализуется проект по внедрению должности советника директора по воспитанию. В этом году такая должность появится в школах во всех регионах страны.
О том, какие вопросы необходимо обсудить на всероссийском съезде, размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание»:
– Многих детей и учителей интересует вопрос развития Российского движения детей и молодежи, созданного в прошлом году. В конце декабря прошел съезд, на котором было выбрано название – «Движение первых». В тот же день съезд Российского движения школьников, одного из учредителей РДДМ, принял решение о реорганизации путем присоединения к новому движению. Организаторы заверили, что все любимые проекты продолжат действовать на новой платформе. Но у некоторых ребят и взрослых остались вопросы по организации активностей в новых условиях. Это естественно, потому что некоторым из нас любые перемены, даже рост и развитие, даются нелегко. Советники смогут не только ответить на вопросы, но и помочь детям прожить ситуацию изменений.
Часть дискуссии целесообразно посвятить актуализации профстандарта «Специалист по воспитанию». В 2021 году были утверждены требования к квалификации «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». Сегодня, когда в школах 45 регионов России уже работают 17500 советников, пришло время внести соответствующие изменения в профстандарт. В проекте профстандарта появилась новая обобщенная трудовая функция – содействие в воспитании и во взаимодействии с детскими общественными объединениями, выделены трудовые действия и необходимые знания и умения. На этой основе будут разрабатываться программы подготовки этих специалистов в педагогических вузах и колледжах. В ходе их разработки будет учтен двухлетний опыт, накопленный при подготовке первых советников на базе Международного центра «Артек».
Сергей ДАНИЛЬЧЕНКО, доктор исторических наук, профессор, почетный работник воспитания и просвещения РФ, заведующий кафедрой «История России» Севастопольского государственного университета:
– Я считаю, что для повышения роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан Российской Федерации необходимо в первую очередь актуализировать традиционные формы гражданского и патриотического воспитания. Это касается работы школьных музеев и выставок, расширения всех видов краеведческой деятельности, организации поисковой работы. Нужно всячески способствовать реализации туристско-краеведческих программ, проводить героико-патриотические акции и военно-исторические реконструкции, пропагандировать спорт и здоровый образ жизни.
В нынешних условиях крайне важно сосредоточить усилия на системной работе по противодействию религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитанию толерантности. И конечно же, не забывать про существование самых разнообразных форм профилактики подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения.
Разумеется, одна школа выполнить все это просто не в состоянии, поэтому необходимо консолидировать усилия социальных институтов – школ, военкоматов, церковных организаций, полиции, ДОСААФ и др. Следует активно взаимодействовать с детскими и общественными движениями, с волонтерскими организациями с целью привлечения ребят к участию в социально значимых проектах. И конечно же, любой образовательной организации крайне важно сотрудничать с семьей. А на вопрос, как все это реализовать, и должен ответить съезд советников директоров по воспитанию.
Роза МЕЛЕКЕСОВА, кандидат педагогических наук, директор школы №7 Воткинска, Удмуртская Республика:
– Вопрос о введении должности советника директора по воспитанию для меня очень непростой. Дело в том, что Удмуртская Республика не вошла ни в число 10 первых пилотных регионов, ни в число 35 регионов, в которых эта должность введена с 2022 года.
У меня как у директора масса «технических» вопросов. Планируется ли введение профстандарта по этой должности, и если да, то когда? Будут ли внесены изменения в приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 о продолжительности рабочего времени педработников и в постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 года №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»? Будет ли работа в этой должности учитываться в стаже при досрочном назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью? Как увеличится фонд оплаты труда образовательной организации? Возможно, ответы на эти вопросы есть, но мы их пока не знаем.
Волнуют и вопросы содержания: каким образом регулируется работа советника директора по воспитанию, в частности, кто и как устанавливает перечень детских общественных объединений, взаимодействие с которыми осуществляет советник? Нет ли дублирования трудовых функций советника с трудовыми функциями заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора?
Во многих школах остро стоит кадровый вопрос, многие педагоги работают с большой перегрузкой, как в этих условиях решается вопрос с подбором и удержанием персонала на должности советника?
Какие эффективные практики применяют советники в работе с неактивными и немотивированными детьми?
С какими проблемами столкнулись руководители образовательных организаций при введении новой должности, как они преодолевались, какие вопросы пока не удалось решить? Какие положительные изменения в жизни школы произошли с введением должности советника директора по воспитанию?
Елена ГРАЧЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии №4 Брянска:
– Вопросов как к самим советникам, так и у них ко всему образовательному сообществу накопилось немало. Например, известно, что эти члены педагогического коллектива школы зачастую являются совместителями, поскольку зарплата советника пока еще слишком мала. Возможно ли изменение ситуации?
Также эти люди жалуются, что задания на них сыплются как из рога изобилия, со всех сторон. Причем сделать нужно все в кратчайшие сроки. Может быть, стоит и для них разработать какие-нибудь документы, которые бы регламентировали занятость советников?
Родители требуют от учителей очень много, обвиняют их во всем, а школа не может ничего сказать в ответ. Все понимают, что такая система воспитания обречена в корне, но что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Ведь за воспитание будущего гражданина должна нести ответственность не только школа. Человека формирует среда, в которой он живет…
Полина К., советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, Воронежская область:
– Хотелось бы более четкого разграничения обязанностей в школе между советниками директора по воспитанию и заместителями директора, в первую очередь заместителем по воспитательной работе, а также классными руководителями и вожатыми, которые еще кое-где в школах остаются. Наши обязанности часто пересекаются, и хорошо, когда директор как-то может их развести и перераспределить. Но есть такие директора, которые просто отмахиваются от наших проблем, говорят, чтобы мы сами между собой договаривались.
Второй вопрос касается работы с так называемыми трудными детьми. Если социальный педагог старше по возрасту и давно работает в школе, он старается эту работу перевести на молодого советника, чтобы с него потом спрашивали. Но работа с трудными детьми – это не задача советника по воспитанию, разве это правильно, когда ее перекладывают на нас?
Анастасия ЛОХОВА, учитель начальных классов Лоухской средней школы, муниципальный координатор советников Лоухского района, Республика Карелия:
– В нашем Лоухском районе эта должность появилась во всех школах. В первую очередь надо обсудить грантовую поддержку проектов, которые могут реализовать советники. Что такое грант и как его получить без НКО – ключевые вопросы для обсуждения. Необходимо проанализировать возможности и ресурсы сельских школ для реализации федеральных проектов по воспитанию. Российский детско-юношеский центр оказывает огромную поддержку советникам, и это радует!
Ирина ФРОЛОВА, советник директора по воспитанию лицея №40, Нижний Новгород:
– Сейчас структура РДШ присоединилась к Российскому движению детей и молодежи и со временем будет упразднена. Когда? В каждой школе должна быть создана ячейка РДДМ. Кто должен ее курировать? Советник, завуч, вожатые, педагог-организатор? Каковы возрастные подразделения и их примерные названия? Необходимо обсудить вопросы символики, атрибутики, идеологии движения, создания традиций. В структуре РДШ активно использовались англицизмы (кроссбукинг, геймификация и т. п.). Планируется ли использовать в текущей работе и отчетности советника простые, информативные и традиционные русские термины?
Комментарии