Ирина ЯРЧАК, ответственный секретарь Московской городской Общественной палаты по образованию: – На протяжении последних нескольких лет Департамент образования активно сотрудничает с различными общественными организациями, в том числе с объединениями родителей. За счет создания в образовательных учреждениях советов школ, попечительских и управляющих советов к активному участию в определении стратегии развития школы, к решению актуальных задач образования и воспитания привлекается все большее число родителей. Городскому совету родительской общественности предоставлена возможность участвовать в качестве экспертной организации в конкурсе в рамках национального проекта «Образование».
Представители родительского актива входят в различные комиссии и рабочие группы Департамента образования, члены городских родительских советов по общему, дошкольному образованию, образованию детей с ограниченными возможностями вошли в состав Московской Общественной палаты по образованию, которая начала свою работу в ноябре 2007 года. Мы, как заказчики образовательных услуг, заинтересованы в расширении такого взаимодействия, позволяющего нам объективно оценивать деятельность системы столичного образования, в том числе и по подготовке к новому учебному году.
В последнее время у родителей изменились требования, которые они предъявляют к образовательным учреждениям. Основной акцент делается на качестве образовательных услуг, доступности образования для различных категорий детей, на развитии массовой школы.
В соответствии с городским законом города Москвы «О развитии образования в городе Москве» управление образовательным учреждением носит нынче государственно-общественный характер. Привлечение общественного внимания к работе школ позволяет нам добиваться, чтобы образовательная политика в них соответствовала требованиям времени и отвечала потребностям учащихся и их родителей. Во всех школах Москвы созданы советы школ, в состав которых входят представители педагогической, родительской и ученической общественности, есть школы, где работа школьного совета построена на основе партнерства и взаимопонимания всех участников образовательного процесса и способствует открытости образовательного учреждения, учащиеся приобретают навыки, необходимые им для успешной социализации. Однако довольно часто можно наблюдать следующую ситуацию – руководитель образовательного учреждения, будучи председателем школьного общественного совета, следует принципу «зачем мне приглашать для обсуждения проблем общественность, если я и так сам все решаю?» Такая позиция директора наносит урон престижу образовательного учреждения, нарушает права родителей и учащихся на объективную информацию о деятельности школы.
Уже на протяжении пяти лет в некоторых школах Москвы работают управляющие советы, созданные в рамках федерального эксперимента. Конечно, нас как общественную организацию заинтересовало то, что в управляющих советах есть новые возможности для родителей, что такой совет эффективен как орган общественного управления. Но действительно ли управляющие советы более независимы, способны ли они принимать решения, направленные на развитие школы? Тот опыт, который мы видели в школах Южного округа, позволяет ответить: «Да». Количество таких советов в Москве постоянно увеличивается, целые округа вводят в своих школах эту новую форму общественного управления, но развитие и деятельность управляющих советов тормозится отсутствием полноценной правовой базы, в том числе и в Москве. Я предлагаю в новом учебном году разработать изменения и дополнения в закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве», касающиеся управляющих советов образовательных учреждений, ввести разграничения полномочий руководителя образовательного учреждения и управляющего совета, определить задачи и функции управляющего совета. При этом учесть накопленный опыт работы управляющих советов в Южном округе столицы и принять во внимание все плюсы и минусы этого эксперимента.
Вопросы воспитания для родителей сейчас не менее важны, чем собственно обучение. Это именно то поле деятельности, где совместными усилиями семьи и школы можно решить множество проблем наших детей, и одна из наиболее острых проблем нашего общества – это различные зависимости, причем дети подвержены им в наиболее тяжелых формах. Существующие профилактические программы, реализуемые в школах, конечно, оказывают определенное позитивное влияние, но все же следует признать, что они не до конца решают эту проблему. Поэтому я предлагаю в преддверии нового учебного года консолидировать усилия педагогической и родительской общественности, поискать новые формы профилактической работы, в том числе через привлечение учащихся к работе в различных детских и молодежных общественных организациях.
Когда мы говорим о воспитании детей, не следует забывать, что родителей тоже можно и нужно воспитывать. Предлагаемые сейчас программы родительского всеобуча, к сожалению, охватывают лишь незначительное число родителей, а ведь потребность в педагогических и психологических знаниях у родителей очень велика. Я предлагаю рассмотреть вопросы организации таких лекториев для родителей в школах.
На протяжении нескольких лет в школах Южного округа Москвы работает служба омбудсменов, основная задача которой – помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций. Учитывая, что конфликты между учащимися, между учителями и учащимися, родителями и учителями составляют серьезную проблему, прошу рассмотреть вопрос о возможности распространения опыта работы этой службы на все школы столицы.
Нас волнует профориентация и трудовое воспитание школьников. Я думаю, что все понимают важность этой задачи, когда в семье начинают задумываться о дальнейшем жизненном пути детей, обычно приходят какие-то очевидные решения: выбирается какой-то вуз, какая-то наиболее популярная профессия. Хотелось бы, чтобы система профориентации помогала ребенку выбирать профессию с учетом его склонностей, потребностей рынка труда, ведь это очень актуально для нашего города, профориентация должна давать полную информацию о новых специальностях, о колледжах и вузах Москвы.
Что касается уроков материальной технологии, то их значением незаслуженно пренебрегают, а ведь это те навыки, которые пригодятся ребенку и в дальнейшей жизни, и в выборе профессии, это и возможность самореализации. Конечно, эти уроки должны быть построены с учетом достижений современных технологий.
Таким образом, я считаю актуальным рассмотрение вопроса о законодательном закреплении деятельности управляющих советов.
Хочу поддержать усилия Департамента образования в части развития воспитательных программ и думаю, что нужно активизировать эту работу в области профилактики зависимости среди учащихся, повышения психолого-педагогической компетенции родителей, распространения опыта работы службы омбудсменов.
Наконец, считаю необходимым ускорить работу по разработке профориентационных программ и модернизации системы трудового воспитания в школах.
Комментарии