search
main
0

Совет считает деньги. И не только

​«УГ-Москва» довольно часто обращается к опыту работы Центра образования №548, которым руководит член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский. Вот и в номере, посвященном оказанию платных услуг, мы снова рассказали о том, как это делает его учебное заведение. В ответ получили массу вопросов, в частности, и такой: «Рачевский сам распоряжается всеми заработанными деньгами?» После этого и у нас самих возник еще один вопрос: а как в этом Центре образования решаются все важные вопросы – единолично или коллегиально? Словом, пришлось нам еще раз поговорить об этом центре с точки зрения принятия управленческих решений.

Московский Центр образования №548 «Царицыно» сегодня расположен в четырех зданиях, между которыми небольшое расстояние в несколько километров, причем все они расположены на юге Москвы. Это здания начальной школы на Елецкой улице, подростковой школы с пристройкой на улице Маршала Захарова, старшей школы на Домодедовской улице, детского сада с пристройкой на Шипиловской улице. Еще есть и пятое здание, но не в Москве, а в Подмосковье (вблизи города Видное), в котором находится Центр проблемных погружений. Словом, в «Царицыно» с годами возникло некое образовательное пространство, в котором исторически сложились многомодульная образовательная программа, обособленные ступени образования, системы обучения детей и взрослых, виртуальная школа, детские объединения, клубы, театры, студии, редакции и советы, отделения и подразделения, кафедры, галереи, оранжереи, мастерские. Все это хорошо, но это означает еще, что у Центра образования №548 есть основательные материальные, технические и информационные среды, которые оказывают существенное влияние на качество образовательного процесса и его результативность. Спрашивается, а на какие средства и как команда Ефима Рачевского содержит все это большое хозяйство?Ресурсное обеспечение образовательного пространства центра складывается из бюджетных средств, выделяемых на основе нормативно-подушевого финансирования, средств, которые Центр образования зарабатывает сам, оказывая платные образовательные услуги, целевых добровольных пожертвований от граждан и организаций, которые размещаются на лицевом счете центра в казначействе. То есть средства есть, и немалые, но когда речь идет о том, как ЦО тратит их на те или иные цели, Ефим Рачевский всегда отвечает однозначно: «Как решит управляющий совет!» При ближайшем знакомстве оказывается, что такой совет есть, что входят в него представители администрации, педагогического, родительского и ученического коллектива, которые и принимают решения, важные для деятельности и развития центра. (В ЦО есть еще и попечительский совет.) Более того, на каждый год управляющий совет составляет свои целевые программы, которые ориентированы на реализацию целевых благотворительных поступлений.В 2008 финансовом году в ЦО поступили благотворительные пожертвования в размере 1236730 рублей, от родителей – 1105050 рублей. Из них 240000 рублей были израсходованы на приобретение и оформление занавеса для актового зала в здании на улице Маршала Захарова, 267000 рублей – на замену дверей в здании начальной школы на Елецкой улице. Остальные деньги, 1136530 рублей, в том числе остаток от 2007 года – 407545 рублей, были потрачены на покупку звукового оборудования в здание на улице Маршала Захарова, на ремонтные работы в зданиях ЦО. От благотворительного фонда «Дар» поступили 131680 рублей, но так как они поступили в конце финансового года, решили их потратить в 2009 году.В 2009 году комплексная целевая программа УС «Совершенствование образовательной среды Центра образования №548 «Царицыно» состояла из нескольких подпрограмм:- «Школа – наш общий дом» – текущий ремонт зданий, обустройство кабинетов, актовых залов, приобретение оборудования;- «Здоровье детей» – профилактика заболеваний органов зрения, обеспечение санитарно-гигиенического режима, обустройство территорий малыми формами, спортивными детскими площадками, озеленение;- «Интерактивное естествознание» – создание деятельностной среды (эксплораториум) в подростковой школе, подпрограмма включает в себя обустройство площадей и установку познавательных объектов на 3-м этаже здания на Маршала Захарова, 8;- «Квалификационный ресурс» – повышение квалификации педагогического персонала центра;- «Школа информатизации» – совершенствование информационной среды центра за счет создания и совершенствования компьютерных сетей, дооборудования учебных кабинетов и библиотек;- «Учимся, играя» – приобретение игрушек и развивающих конструкторов для воспитанников детского сада Центра образования.Все эти подпрограммы были реализованы за счет благотворительных целевых пожертвований родителей и благотворительного фонда «ДАР», контролировали их исполнение управляющий и попечительский советы, а эффективность реализации программы в целом оценивали служба комплексного мониторинга школы вместе с родителями и попечителями. Отчет о проделанной работе, сделанный директором центра Рачевским, его заместителем А.Богдановым, главным бухгалтером Н.Казаченко и УС, был размещен на сайте, так что все могли с ним ознакомиться. Что же было сделано?В 2009 году ЦО №548 получил 5034865 рублей, а израсходовал 4037357 рублей. На что? (См. таблицу.)Остаток на 31.12.2009 года составил 2134038,37 рубля, и управляющий совет решил продолжить эту программу в 2010 году, чтобы рационально потратить эти средства.Было бы неправильным сказать, что УС решает исключительно финансовые вопросы, хотя они и относятся к самым важным. О том, чем занимается управляющий совет, хорошо видно из публичного доклада председателя совета Романа Зуева по итогам 2009-2010 учебного года.Управляющий совет ЦО №548 «Царицыно» в 2009-2010 учебном году осуществлял свою деятельность совместно со школьным сообществом и принимал решения, входящие в его компетенцию в соответствии с уставом школы и Положением об управляющем совете. Заседания совета (6 в течение учебного года) проводились регулярно, по плану, явка членов совета на заседания была высокой, а работа членов совета на заседаниях и работа комиссий – активной.В начале учебного года совет составил план работы на текущий учебный год. Центральным в деятельности совета было рассмотрение вопросов, связанных с программой развития школы. Совет перешел от краткосрочного к долгосрочному планированию, провел серьезную работу по определению миссии школы и приоритетов ее развития, включив в обсуждение большую часть школьного сообщества. При этом формулировка миссии школы была разработана на конкурсной основе в результате широкого обсуждения в школьном сообществе через формы самоуправления и в открытом обсуждении на сайте управляющего совета, на портале центра. Приоритеты развития были определены через проведение серии конкурсов проектов развития, в которых участвовали педагоги, учащиеся, родители. По результатам голосования был выбран бренд ЦО №548 – «Интересная школа».Бюджетное планирование и мониторинг исполнения бюджета совет осуществлял с проведением конкурсов заявок от руководителей структурных подразделений центра на осуществление проектов развития и с серьезным анализом исполнения бюджета и результатов конкурсного распределения бюджетных субсидий на исполнение проектов. На заседании УС директор ЦО №548 «Царицыно» Ефим Рачевский отчитался по исполнению бюджета за истекший финансовый год. Финансовая комиссия совета серьезно анализировала реализацию сметы бюджетного финансирования за 2009 год, провела сравнительный анализ средств, затраченных по определенным статьям, и заявок, поступивших от завучей центра для приобретения оборудования, учебных материалов, наглядных пособий. Управляющий совет принял решение опубликовать финансовый отчет директора на сайте центра и перенести заявки руководителей подразделений центра, не реализованные в 2009 году, на новый финансовый год. С учетом утвержденного отчета об исполнении бюджета за истекший финансовый год и анализа его исполнения совет утвердил проект сметы бюджета школы на 2010 финансовый год с распределением средств по статьям.Кроме того, УС утверждал внебюджетное финансирование, включающее зарплату педагогов за оказание платных образовательных услуг, хозяйственные расходы и стимулирующую часть заработной платы, распределение которой осуществлялось по предварительным рекомендациям завучей.На заседании УС заслушали отчет омбудсмена о его деятельности в 2009-2010 учебном году. По итогам обсуждения принято решение опубликовать отчет на сайте ЦО №548 «Царицыно» и в 2010-2011 году работать по вопросам защиты прав участников образовательного процесса не только с начальной школой, но и с другими ступенями центра.На заседании УС проходило обсуждение кандидатов на Премию Президента РФ и другие формы поощрения педагогического состава (благодарности и грамоты ЮАУО, Департамента образования, Министерства образования и науки РФ).Одна из функций УС – утверждение учебного плана. Управляющий совет предварительно проанализировал потребности и интересы учащихся в элективных курсах, ДОУ и принял активное участие в выборе предметов внебюджетного учебного плана на 2010-2011 учебный год.В связи с тем что образовательная среда центра распределена по зданиям и ступеням, а также для более активного участия в управлении центром было решено создать малые управляющие советы в каждом здании, где расположены детский сад, начальная школа, подростковая школа, старшая школа.Вообще интересен механизм принятия решений, поскольку есть решения, которые были оперативно приняты по актуальным проблемам. Например, осенью 2010 года на уровне Правительства Москвы был поставлен вопрос об экономии ресурсов. 11 ноября 2010 года собирается управляющий совет на заседание с повесткой «Энергосбережение, экономия тепла, воды».Приглашенный на заседание УС заместитель директора ЦО по АХЧ А.Богданов информирует: «До 2009 года финансирование коммунальных услуг проходило сверх норматива, определялся лимит, который превышал натуральные показатели на 30%. Исторически сложилось, что при экономии ресурсов учреждение имеет право израсходовать сэкономленные средства на другие нужды. В 2009-2010 учебном году были приняты 261 закон РФ и 35 законов города Москвы «Об энергосбережении». По новым законам бюджетное учреждение должно экономить до 3% ресурсов тепла, энергии, воды. Если экономия больше 3%, то средства поступают в распоряжение учреждения. Лимит в зависимости от необходимых затрат не урезают, оставляют прежним. В 2009 году коммунальные платежи ЦО составили 12 миллионов рублей: на электроэнергию – 7, на тепло – 4, на воду – 1. Разработана программа по реализации мероприятий по экономии ресурсов, предусматривающая проведение аудита, замену ламп накаливания, экономию электроэнергии при выключении освещения (активная работа школьного дозора подростковой школы и совета старейшин старшей школы), оклеивание окон в старшей школе, замену клапана воздушного отопления в начальной школе».После выступления Богданова начинается обсуждение темы, и тут члены УС проявляют себя настоящими хозяевами: решают создать инициативную группу по решению проблемы воздушного отопления, проанализировать температурный режим в помещениях, обнаружив те, где он нарушен, передать собранные сведения в соответствующую обслуживающую организацию для регулировки температурного режима, обязать А.Богданова организовать работу воздушного отопления в зависимости от прогноза погоды, своевременно реагировать на эти изменения и даже установить регулируемые батареи, если они отсутствуют, в детском саду, а кроме того, регулярно отчитываться об экономии ресурсов.Кому-то покажется, что управляющий совет отчасти подменяет директора, но это не так: заинтересованные люди решают проблемы вместе с директором, ведь Ефим Рачевский тоже входит в УС и в его заседаниях участвует.Ваше правоДолжностные обязанности заместителя директора школы по правовым и финансово-экономическим вопросам (разработано в Южном округе)1. Подготовка документов для перерегистрации.2. Исследование рынка образовательных услуг и иных видов деятельности для привлечения внебюджетных средств.3. Разработка ценовой политики разрешенной предпринимательской деятельности.4. Работа с шефами.5. Работа со счетами.6. Разработка ценовой политики для платных образовательных услуг и иных видов разрешенной предпринимательской деятельности.7. Обработка вариантов передачи имущества с минимальными налоговыми затратами для школы.8. Разработка примерных форм договоров с потребителями платных образовательных услуг.9. Выбор типов договоров для различных видов деятельности школы и разработка их примерных форм.10. Разработка планов экономического развития школы в целом и бизнес-планов по отдельным видам деятельности.11. Участие в составлении смет доходов и расходов учреждения по бюджетным средствам.12. Участие в подготовке ожидаемых расходов.13. Составление исков в арбитражные суды, запросов в юридические службы.14. Взаимодействие с окружными фондами, страховыми компаниями и иными организациями, работающими в окружной системе образования.15. Работа с родителями (помощь в приобретении необходимого оборудования, отслеживание внесения денег на счет охранной фирмы).16. Работа с документами по благотворительным фондам.17. Отслеживание своевременной постановки на учет внебюджетных поступлений.18. Работа с программой «Правовест».19. Работа с договорами по коммунальным услугам.20. Работа с дирекцией Управления образования ЮАО.21. Деятельность по необходимым приобретениям для школы.22. Осуществление анализа внебюджетной деятельности школы.23. Подготовка перечня договоров и расшифровок для казначейства.Определение обязанностей заместителя – это прерогатива руководителя образовательного учреждения.Как экономить ресурсы?Один из основных источников экономии школы – средства по коду 223 «Коммунальные услуги».Для того чтобы получить максимум экономии, необходимо грамотно анализировать ситуацию по теплу, электроэнергии и водоснабжению не только «за 45 дней» до окончания квартала, а в течение всего финансового года.В системе образования Южного округа данные расчеты автоматизированы и производятся в программе «Статистика образовательных учреждений».Перед тем как приступить к составлению расчетов автоматизированным способом, необходимо иметь следующие данные:1. Натуральные показатели прошлых двух лет или, если учреждение вышло не так давно на финансово-хозяйственную самостоятельность, с месяца перехода.2. Утвержденные бюджетные ассигнования с поквартальной разбивкой.3. Лимиты текущего года с помесячной разбивкой.4. Натуральные показатели в текущем году (в зависимости от того, на какой период анализируем ситуацию).5. Кассовые расходы за текущий период.6. График финансирования на время проведения анализа ситуации.7. Данные баланса за прошлый год.Все указанные показатели необходимы для более точного прогноза коммунальных расходов. Изменения в расчеты ожидаемых расходов необходимо вносить постоянно по мере проведения платежа, получения счета на оплату или получения показаний счетчиков по коммунальным услугам.Рекомендации по «Договорной кампании»Прежде чем заключать договоры, необходимо знать требования законодательства:- в отношении тех или иных договоров (Гражданский кодекс);- в отношении прав бюджетных учреждений (Бюджетный кодекс, Федеральный закон №94-ФЗ).Договоры заключаются только в пределах суммы утвержденных ассигнований по смете.Договоры на сумму свыше 60 тысяч рублей заключаются по итогам конкурсов и только с организациями, выигравшими конкурс.После заключения договоры должны быть зарегистрированы в дирекции.Полномочия управляющего советаДля осуществления своих задач совет:    принимает устав школы, изменения и дополнения к нему;    согласовывает школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и профили обучения;    утверждает основные направления развития школы;    согласовывает выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации;    устанавливает режим работы – начало и окончание учебного года, время начала и окончания занятий, каникулярное время, принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды (стиля одежды) обучающихся;    содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы;    согласовывает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий год и смету расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;    представляет интересы школы в рамках своих полномочий в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях;    принимает решение об исключении обучающегося из школы в рамках действующего устава и законодательства (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства);    рассматривает жалобы и заявления участников образовательного процесса на действия (бездействие) педагогических и административных работников школы;    рассматривает жалобы и заявления участников образовательного процесса на действия (бездействие) обучающихся, их родителей (лиц, их заменяющих);    дает согласие на сдачу в аренду школой в установленном порядке закрепленных за ней объектов собственности;    заслушивает письменный отчет директора школы по итогам учебного и финансового года;    принимает меры к созданию здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе;    ежегодно представляет в письменном виде учредителю и общественности информацию о состоянии дел в школе;    дает рекомендации директору школы по вопросам заключения коллективного договора;    ходатайствует при наличии оснований перед директором школы о расторжении трудового договора с работниками школы;    рассматривает иные вопросы, отнесенные к его полномочиям типовым положением об общеобразовательном учреждении и настоящим положением;    совет несет ответственность перед учредителем за своевременное принятие и выполнение решений в рамках его полномочий;    по вопросам, входящим в его компетенцию, представляет школу, выдает доверенности членам совета и членам комитетов и комиссий совета, за исключением доверенностей на совершение действий, если эти действия влекут за собой возникновение прав и обязанностей имущественного характера;    директор вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия письменного решения совета в установленный срок;    учредитель вправе распустить совет, если совет не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие уставу школы и действующему законодательству; в этом случае происходит новое формирование совета по установленной процедуре;    в случае возникновения конфликта между советом и директором школы, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает вышестоящий орган.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте